В Думе приняли решение о новых правилах, которые теперь будут регулировать работу сервисов доставки пассажиров. Подобные агрегаторы заказов услуг теперь должны отказывать в заказах таксистам, которые не имеют соответствующих разрешений на ведение своей деятельности. Также сервисы будут обязаны обеспечивать хранение данных только на серверах, расположенных на территории страны. В случае, если установленные требования не будут соблюдаться, планируется вводить соответствующие станции, а наиболее жестким наказанием будет приостановка деятельности агрегаторов. Компании, работающие в данном сегменте, выступили в поддержку законопроекта. В то же время они отмечают, что текущие требования нуждаются в более детальном рассмотрении доработке.
Постановление, которое рассматривается транспортным комитетом Думы, впервые вводит в терминологию понятие агрегатора перевозки пассажиров. Этот термин будет использован для ИП или юридического лица, которое является владельцем веб ресурса, с помощью которого обеспечивается взаимодействие между таксистом и пассажиром. То есть речь идет о посреднике при предоставлении услуг. Системы, используемые для работы таких организаций, должны обязательно располагаться в пределах страны. Распределение заказов между фрахтовщиками (таксистами) возможно только в том случае, если они имеют соответствующее разрешение на осуществление подобной деятельности. Напомним, что законопроект планируется принять уже в ходе первого чтения.
Агрегаторы такси услуг представлены на рынке страны уже не первый год, но на законодательном уровне их деятельность до текущего момента совершенно не регулировалась. Их работа нацелена на то, чтобы значительно упростить процесс вызова транспортных средств, а также обеспечила значительное снижение стоимости услуг. В то же время таксисты имеют немало вопросов к работе подобных сервисов. Дело в том, что последние фактически навязывают им определенную цену, которая не редко просто не позволяет окупить расходы, связанные с предоставлением услуг. Часть агрегаторов активно сотрудничают с нелегальными таксистами, которые ведут свою деятельность в теневом сегменте. Другие агрегаторы пользуются средствами связи, которые располагаются вне пределов страны, что не позволяет отслеживать их работу и пресекать нарушения.
Изменения в устав будут вноситься в рамках законопроекта, в котором указываются основные нормы работы агрегаторов. Следующий этап заключается в разработке законопроекта, благодаря которому можно будет обеспечить детальную регулировку прав и ответственности агрегаторов. Планируется прописать штраф в размере 200 000 рублей для тех, кто продолжит работать с таксистами, не имеющими соответствующих разрешений на ведение своей деятельности. В том случае, когда сервис допускает повторное нарушение данного положения, то планируется налагать на него приостановку деятельности сроком до 3 месяцев.
Санкции, связанные с установкой знака такси на крыше автомобиля без наличия документов возрастет в 4 раза и достигнет 20 000 рублей. В то же время отменено обязательство, связанное с использованием определенной цветовой гаммы для такси. Агрегаторы теперь должны составлять соглашение, в рамках которого будет регулироваться работа с таксистами. В этот договор, в частности, планируется внести и тарифы, с которыми должен работать перевозчик. Как отмечают депутаты, на текущий момент подобные правки зависти в думе, хотя сам законопроект удалось принять еще 3 года назад. Редакция документов для повторного чтения все еще не проведена по причине отсутствия заключения со стороны правительства государства. Как считают в издании Коммерсант, задержка частично связана с противодействием власти столицы. По имеющейся информации, последние стремятся оставить единую гамму для такси, а также обеспечить ввод установленного тарифа работы таксистов. Квотирование количества разрешений на работу в сфере перевозки также является одним из требований столичных властей.
В то же время невозможно не отметить положительные моменты, связанные с указанием точной формулировки понятия агрегатор. По мнению многих экспертов, часть сервисов на рынке сегодня позиционируют себя в качестве консультационных компаний, поэтому к ним невозможно приставить требования в плане своевременной подачи автомобиля клиенту. Также они не несут ответственности за то, как себя ведет водитель. В сервисе Uber в положительном ключе оценивают введение данного законопроекта. По мнению специалистов компании, это позволит навести порядок, но в обсуждении законопроекта должны участвовать все, даже те кто планирует создать агрегатор.