Уже сейчас можно смело прийти к выводу о том, что развитие электронной торговли в ближайшее время станет одним из важнейших направлений для работы многих компаний. Только за прошедшее полугодие текущего года сегмент увеличился на 22 процента, если сравнивать его с прошлогодним периодом. Теперь e-commerce оценивается в 490 млрд. рублей. В то же время невозможно не заметить, что основной вехой рынка является рост трансграничной торговли, которая только за текущий год может достичь уровня в 37%. Стоит отметить, чтобы начать бизнес в интернете, уже сейчас можно купить даже готовые франшизы для маленького города.
Как отмечалось ранее, в текущем году уже принимались попытки снизить беспошлинный ввоз в нашу страну, что позволит укрепить позиции отечественных интернет магазинов. Также в таможенной службе рассматривали возможность введения дополнительных налоговых сборов, размер которых может достигать 15,25% от стоимости ввезенного товара. Подобный замысел ярко демонстрирует протекционистские тенденции, благодаря которым российский сегмент e-commerce мог быть значительно увеличен. Подобные меры открыли бы возможность конкурировать на равных отечественным производителям и продавцам, а также уравняли бы условия для конкуренции для всех игроков на рынке.
В АКИТ также предложили собственную стратегию, предусматривающую развитие электронной торговли на ближайшие годы. В рамках проекта предполагается уделить повышенное внимание отечественному сегменту. В частности проект предусматривает введение регулировки за деятельность агрегаторов, а также внедрение закона, о e-commerce. Специалисты предлагают пойти дальше и внедрить платежную небанковскую систему, а также значительно улучшить существующую логистическую систему, позволяющую быстро доставлять заказы покупателей. Создание новых лингвистических сервисов даст возможность привлечь в отечественные площадки не только россиян, но и жителей других стран.
Также в проекте предполагается избавиться от различных ограничений, которые сегодня действуют в отношении продуктов. Это позволит приступить к продаже ювелирных товаров, а также лекарственных препаратов с помощью интернета. Но у такого проекта есть и противники. По их мнению, рынок не может стабильно развиваться не только из-за конкуренции, которую отечественным площадкам составляют зарубежные гиганты, а недобросовестный менеджмент, а также управленческие ошибки. Так все чаще можно столкнуться с низкой эффективностью рекламных компаний, неверным расчетом цены товара и его доставки. Особую роль в неудачах играет логистика, которая часто не справляется с объемом заказов.
Если смотреть на e-commerce вместе с ритейлом по стране в целом, то он развит очень слабо и неравномерно. Так доля электронной торговли в продажах за прошлый год не превышала 5 процентов. В то же время потенциал для сегмента довольно большой и даже сейчас ряд направлений отечественного сегмента демонстрирует положительную тенденцию. Все больше компаний открывает собственные представительства в сети, что позволяет обеспечить эффективное развитие как онлайн, так и офлайн направление торговли. В первую очередь речь идет о промышленных гигантах, включая Северсталь и другие.
Тенденции, которые были замечены в этом году, будут и дальше развиваться в следующем, что связано с острой необходимостью улучшить уровень сервиса, а также создать качественный контент для пользователей. Необходимо также уделить повышенное внимание скорости доставки товаров, которая продолжает оставаться слабым местом отечественного электронного рынка ритейла. Для решения последней цели можно приступить к строительству новых логистических баз в регионах, что позволит повысить не только скорость, но и эффективность работы компаний в интернете. К тому же, есть необходимость в развитии сети пунктов выдачи и воплощении бизнес идеи для маленького города.
Чтобы электронная торговля показывала стабильный рост, потребуется развивать новые направления работы, включая промышленность или доставку продуктов питания. Наращивание продаж сегодня является актуальной проблемой, справиться с которой можно благодаря торговым объединениям. Увеличение объемов информации, которую приходится обрабатывать продавцам, приводит к необходимости развития и совершенствования искусственного интеллекта. Именно с его помощью можно будет эффективно и быстро обработать информацию, полученную от клиентов, а также заниматься составлением предложений на основе предпочтений конкретных покупателей.
Наращивание объемов является одним из главных трендов в электронной торговле, поэтому в ближайшее время ожидается, что большая доля рынка будет занята игроками, которые действуют в смешных направлениях. В то же время появление новых площадок позволит составить более эффективную конкуренцию, что положительно сказывается на потребителе.