Онлайн–агрегаторы изменят привычный рынок недвижимости

Как отмечает компания Петербургская недвижимость в своем исследовании, только за прошлый год строящееся жилье в городе достигло объема в 5 млн м2. В то же время средняя стоимость одного квадрата превышает 105 000 руб., поэтому суммарно объем данного рынка превышает полтриллиона рублей. Подобная тенденция просто не могла не привлечь внимание участников рынка. Как отмечают эксперты, сейчас застройщики активно пользуются дилерскими каналами, с помощью которых им удается реализовывать до половины всего объема возведенных объектов. За свою деятельность дилеры получают в среднем до 3 процентов от стоимости реализованного объекта. Среди традиционных каналов можно отметить агентства недвижимости, но в последнее время рынок активно завоевывают и интернет сервисы. На этом фоне появление Нмаркет.ПРО, которая планирует развиваться именно в сфере строящихся объектов, является вполне закономерным явлением. Ведь по самым скромным оценкам уже сейчас рынок, за который начинается борьба, имеет емкость в 250 млрд. руб., а чистый объем комиссии может достигать 10 млрд. руб. в год.

Если говорить о структуре продаж, то все больше покупок объектов недвижимости происходит с привлечением ипотеки. На долю этого сегмента приходится до 60 процентов всех сделок. Суммарно для вторичного и первичного рынка недвижимости северной столицы только за прошлый год было предоставлено ипотечных кредитов на общую сумму больше 550 млрд. руб. Почти половину из этого количества кредитов предоставили клиентам банков через посредников. На сегодняшний день банки не намерены раскрывать информацию о размере комиссии, которую получают партнеры за привлечение новых клиентов. Специалисты утверждают, что речь может идти как о фиксированных суммах, так и процентах от каждого договора. По подсчетам экспертов расходы банка не превышают 1 процент от размера каждой ипотеки. По этой причине объем ипотечного рынка для посредников сейчас составляет до 5.5 млрд. руб. и в последующем он будет только увеличиваться.

Если говорить о петербургском рынке недвижимости в сети, то среди посредников особую роль занимают портал агрегаторы. Фактически эти онлайн-площадки представляют собой витрины, на которых представлены различные объекты недвижимости. В то же время они не оказывают дополнительных услуг своим пользователям. Рынок сейчас контролируют несколько гигантов, включая Novostroy и Яндекс.Недвижимость. Свою прибыль они генерируют благодаря рекламе, а также за счет продажи лидов для застройщиков. То есть застройщик, который сотрудничает с подобными агрегатами, получает информацию о потенциальном заказчике недвижимости.

Особняком сейчас расположился проект ДомКлик, развитием которого занимается Сбербанк. Кроме витрины для строящихся объектов, а также предоставления ипотечных кредитов, платформа также предлагает облегчить регистрацию в Росреестре, а также оказывает услуги экспертизы строительных объектов. Тем не менее, данный агрегатор не могут использовать другие банки. Среди серьезных преимуществ проекта ДомКлик следует выделить неисчерпаемые возможности, которыми обладает его владелец в лице главного банка страны. Но, по мнению многих экспертов, это является и его главной слабостью. Ведь монополия даже в условиях одной площадки рано или поздно приводит к завышению комиссии, что происходит неоправданно, по мнению самих пользователей.

В то же время далеко не все банки, которые сосредоточены на выдаче ипотеки, готовы заниматься сотрудничеством с агентствами, так как это создает значительную статью расходов, а также требует создание дополнительных отделов с квалифицированным персоналом. Все это создает дополнительный стимул для движения рынка в сторону агрегаторов.

Мелкие банки могут выиграть конкурентную борьбу на рынке ипотеки только в случае, если крупные игроки сектора отказали клиенту, либо благодаря высочайшему качеству собственного сервиса. В этом уверен Павел Кочкин, который является гендиректором Нмаркет.ПРО. По его словам, в новом тысячелетии большинство банков продолжают использовать почту в качестве основного источника для анкет в электронном виде, а также заполнение документов на ипотеку в ручном режиме в одном из отделений банка. Агрегатор заказов же могут предложить банкам такие условия, в которых последние получат значительный пророст количества лидов без серьезных дополнительных расходов.

Особое влияние на рынок может привнести модель open banking, которая активно развивается на территории Европы. Она заключается в том, чтобы банки предоставляли информацию сторонним компаниям о клиентах и продуктах, что может перевернуть привычный рынок ипотеки.