Naspers снова увеличил долю в Avito

На этот раз южноафриканским фондом был приобретен пакет акций, составляющий 29 процентов от их общего количества. Для этого холдинг выделил инвестиции в 1.1 млрд. долл. Впервые компания вложила средства в сервис портал агрегатор Avito в далеком 2013 году. С учетом последней сделки теперь доля южноафриканского фонда увеличилась до 99 процентов. Стоимость всего сервиса Avito на текущий момент оценена в 3.8 млрд. долл., о чем сообщается представителями холдинга. По словам Боба ван Дейка, который управляет активами Naspers, решение инвестировать в развитие Avito связано с желанием упрочить собственные позиции не только на международном, но и на российском рынке. В аналитическом отделе холдинга уверены, что у сервиса есть отличные перспективы для развития на отечественном рынке.

В качестве главных миноритарных владельцев компании до последней инвестиции выступали фонды Vostok New Ventures и Geliria Holdings, которые  удерживали 13 и 4 процента акций соответственно. Также значительными долями обладали основатели компании, чьи акции оценивались в 10 и почти 5 процентов. После завершения сделки единственными миноритарными акционерами остаются основатели компании, которые располагают по 0.4 процента акций.

Стоит заметить, что увеличение собственной доли в Avito происходило планомерно. Первые инвестиции были вложены в 2013-ом году, а уже через 2 года размер вложений достигал 67 процентов. В тот момент сервис получил оценку в 2.7 млрд. Можно говорить о том, что за прошедшие 3 года компания увеличила свою оценочную стоимость на 50 процентов. На текущий момент сервис является крупнейшей доской объявлений на территории России. Она была запущена в 2007-м году предпринимателями Энгельбертом и Нордландером. Уже через два года сервис начал работу в штатном режиме, предлагая всем желающим размещать объявления в нескольких категориях. Помимо стандартных объявлений о купле/продаже, также на сайте появился раздел аренды и продажи недвижимости, транспорта и прочие. На сегодняшний день также есть возможность использовать платные объявления, которые дают свои преимущества пользователям.

Главным источником прибыли для сервиса остается реклама размещенных объявлений на доске. Как отмечается сервисом Research and Markets, за 2018-й год сайту удалось занять вторую позицию среди досок объявлений в мире, уступив только американскому Craigslist. Последний обладает аудиторией в 60 млн. посетителей ежемесячно. На конец 2018-го данный показатель для сервиса Avito составил почти 35 млн. человек.

Только за период с апреля по сентябрь доходы доски объявлений увеличились до 10 млрд. руб., что говорит о росте на 30 процентов относительно предшествующего периода. Многие эксперты считают весьма выгодным решением о покупке оставшихся акций южноафриканским фондом. Так Николай Давыдов, который является одним из партнеров Gagarin Capital, считает оценочную стоимость сервиса ниже ее реальной цены на текущий момент. Дело в том, что прочие крупнейшие доски объявлений остаются убыточными, в то время как агрегатор товаров Avito стабильно генерирует прибыль. К тому же, на отечественном рынке сервис не обладает реальными конкурентами. Классифайд данного порядка обычно продается по цене EBITDA*50, в то время как сервис был оценен в EBITDA*20, и поэтому расчёту происходила покупка. Вполне возможно, что стоимость сделки была определена заранее, поэтому партнеры не поднимали данный вопрос в ходе продажи акций.

На текущий момент классифайд представляет собой категорию на интернет-рынке, которая поддается долгосрочному прогнозированию, в чем уверен господин Давыдов. Фонд Naspers, когда в нем принималось решение о покупке 29 процентов акций сервиса, изучил тенденции и остался уверен, что российский бизнес будет демонстрировать рост на протяжении ближайших десятилетий. Даже при условии среднего сценария, при котором доска объявлений удвоит прибыль за следующее десятилетие, ее владелец останется доволен, так как сервис обладает эффективным корпоративным управлением, поэтому его выгодополучатели могут не беспокоиться о собственных дивидендах. Эксперты также отмечают, что компания Naspers планомерно собирает классифайды по миру, поэтому покупка отечественной доски рассматривается в качестве очередного выгодного вложения средств для фонда.

Как сообщается в отчете IAB Russia, только в 2017-ом году классифайды показали суммарный рост сегмента на 1/5, что позволило увеличить его долю на рынке до 0.5 млрд. долл. Если рассматривать сегмент в мировом масштабе, то он оценивается в 100 млрд. долл. и продолжает динамично увеличиваться. По прогнозам аналитиков, только за следующие 2 года крупнейшие отечественные классифайды увеличат доходность на 50 процентов.