Еда в интернете или как повысить продажи в сети?

Аналитики постоянно отмечают высокие темпы увеличения доли электронной коммерции в общем объеме продаж. Только за прошлый год данный показатель в мировом срезе показал уровень в 2.3 трлн. долларов, что на 24 процента больше, чем годом ранее. По этой причине не удивительно, что электронная коммерция медленно, но неуклонно давит на другие сегменты, для которых подобный канал торговли является не совсем типичным. Так по данным последних исследований сегмент FMCG показывает уровень продаж в сети в США на отметке в 5 процентов, а для Франции данный показатель немногим выше – 6 процентов. Самыми высокими показателями могут похвастать азиатские страны, включая КНР с его 40 процентами и Корею с 22 процентами.  Причина, по мнению экспертов, заключается в том, что на момент начала торговли в сети ритейл в Китае находился на начальном этапе развития, поэтому для жителей страны покупки в сети представляются привычным инструментом.

В нашей стране разобраться с ситуаций значительно сложнее. В рамках проведенного опроса стало известно, что порядка 47 процентов респондентов готовы перейти к онлайн покупкам FMCG товаров, в то время как реальные показатели для данного сегмента не превышают 4 процента. Развитие сегмента сталкивается с серьезными трудностями невозможным по причине того, что в стране нет развитой инфраструктуры, а также продолжают оставаться нерешенными многочисленные проблемы логистического характера. Да и сами россияне не готовы открыть для себя новый инструмент для покупок. Потребителям всегда проще зайти в магазин, находящийся в паре метров от дома, чем переходить на электронную площадку, делать заказы через агрегатор доставки еды и ожидать, пока сумку с продуктами доставит курьер.

Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, нельзя не отметить определенные тенденции к росту, хотя они и уступают по своей динамике показателям западных стран. Так продукты питания сегодня находятся на первом месте по тому, как часто покупатели возвращаются для повторной покупки товаров в сети. На втором месте в данном рейтинге остаются детские товары, которые уступают еде в 2 раза. В течении нескольких лет собственными площадками для торговли на территории страны обзавелось сразу несколько крупных FMCG холдингов. В частности в интернете можно приобрести продукцию брендов Procter & Gamble, Mars и других брендов, которые обладают оригинальными магазинами или сотрудничают с более крупными ритейл-каналами.

Нельзя не отметить и тот факт, что своими магазинами располагает сразу несколько крупных сетей, работающих в России, включая Перекресток или Азбука вкуса. Степень популярности покупок продуктов в сети во многом связана с тем, что подобные товары предлагают сразу несколько мобильных приложений. И несмотря на наличие указанных подвижек, страна все равно значительно отстала от западных соседей. Учитывая постоянное увеличение конкуренции между отечественными и зарубежными брендами, российские компании все больше рискуют потерять занимаемые позиции, проигрывая в рыночной борьбе с именитыми конкурентами.

По информации аналитического агентства, порядка 46 процентов респондентов из РФ не довольны тем, что доставку нельзя заказать на определенное время, а предлагается только интервал, в котором можно ожидать поставку. Подобный подход неудобен для продажи продуктов, ведь в данном случае даже час задержки может сыграть существенную роль. Другой важный критерий заключается в скорости доставки. Чтобы повысить привлекательность услуг, нужно не только предложить доставку в определенное время, но и сделать ее более оперативной. В крупном городе подобные задачи решить довольно сложно по причине загруженности трафика, поэтому сложно прогнозировать время, которое придется затратить по дороге к клиенту, особенно в час пик. По этой причине компаниям, которые планируют открыть для себя новое направление деятельности, придется работать не только над улучшением логистики, но и открывать дополнительные офисы, что будет приводить к повышению стоимости доставки.

Ряд компаний в подобной ситуации использует нестандартные решения. Например, в лондонской фирме Sainsbury’s решено открыть велосипедное депо для своих курьеров, что позволяет обеспечить доставку клиенту заказа из 25 продуктов максимум всего за час с момента заказа. Другим решением является организовать службу доставки с помощью дронов, которая уже налажена и в нашей стране сетью Додо Пицца. Подобная методика может применяться и для прочих направлений электронной коммерции, о чем уже заявили в Убер, где дроны в ближайшее время начнут доставлять различные продукты питания.