ЦБ не успевает с запуском финансового супермаркета

На текущий момент маркетплейс, который ЦБ разрабатывают для обеспечения граждан финансовыми услугами, остается на стадии доработки. Также эксперты отмечают, что законопроект, который должен регулировать деятельность маркетплейса, нуждается в дополнительных положениях, а в Думе еще не успели их перечитать перед указанным сроком запуска.

Напомним, что создание агрегатора и его запуск планировалось осуществить уже в начале следующего года. Тем не менее, теперь он будет отложен по причине отсутствия голосования по законопроекту, который должен контролировать действие электронных платформ, включая и указанный маркетплейс. Документ продолжают обсуждать парламентариями. Специалисты ожидают, что его внесут на голосование только в конце текущего года. Депутат Аксаков отметил, что о принятии до февраля 2019 года, как планировалось ранее, речи идти не может. В то же время он выражает надежду, что закон удастся одобрить к середине следующего года. По его информации, существующий проект ожидают серьезные юридические правки, так как сейчас он не соответствует положению о биометрической идентификации и цифровых активах.

В регуляторе отмечают, что сейчас проект продолжают согласовывать с профильными министерствами, а для изучения в государственной думе его планируют направить в конце декабря. Как сообщают в Центробанке, текущую версию можно ввести в эксплуатацию только после того, как будут произведены необходимые изменения в законопроект. В то же время готовность площадки в технологическом плане находится на уровне, установленном текущими сроками проведения работ, поэтому маркетплейс не отстает в разработке. Если бы удалось быстрее провести проект в Думе, то и запуск площадки произошел бы по установленным срокам.

Проект, о котором идет речь, позволит в последующем установить определенные положения в отношении электронных платформ, включая и маркетплейс Центробанка. Он определяет статус площадок и вносит перечень требований, которые должны соблюдать операторы. Все платформы после голосования по законопроекту будут отнесены к легким или тяжелым. Последний тип представлен онлайн супермаркетами, операторы которых имеют капитал в 100 000 000 руб. и больше. Они получат возможность для самостоятельно идентификации клиентов. Если же платформа относится к легкой, то ее капитал будет ниже 10 000 000 руб., а для идентификации ей придется пользоваться клиентскими базами партнерских организаций.

В том, чтобы принять законопроект, нет больших препятствий, но сам текст документа вызывает определенные вопросы. В частности, он противоречит постановлению о биометрической идентификации, а также закону о цифровых активах. В текущем состоянии его невозможно принять, ведь в таком случае он не сможет в полную силу противодействовать отмыванию доходов. Эксперты уверены, что указанные выше законы направлены на прозрачность проведения торгов, что позволяет исключить отмывание доходов. Но нужно понимать, что торги онлайн осуществляются в анонимном режиме, поэтому проблемой для регулятора становится поиск механизмов, которые позволят избавиться от анонимности, а также допустить к торгам игроков, согласных на прозрачное их ведение.

На текущий момент практически все законы, которые имеют отношение к электронной коммерции, временно приостановлены. По словам парламентариев и членов комитетов проблема заключается в том, что не была разработана определенная константа, единая позиция, согласно которой и будут разрабатываться положения для цифровой экономики. Нужно получить определенную терминологию для того, чтобы обозначить предмет регулирования, чем и заняты специалисты.

Стоит заметить, что площадка Центробанка имеет отношение к целому ряду проектов, которые должны были быть запущены уже в ближайшие месяцы. Об этом напоминает Алексей Панферов, который является замдиректора Совкомбанка. В то же время его финансовая организация не считает серьезной проблемой перенос даты запуска портал агрегатор. Первоначально должны стартовать быстрые платежи, и вот их роль является решающей для рынка финуслуг. Такой подход будет использоваться для торгов на маркетплейсе, а также он позволит значительно улучшить понимание того, как работает биометрическая система данных, которая лежит в основе удаленной идентификации клиентов.

На текущий момент банковский сектор не справляется со сбором информации о клиентах на уровне, который был запланирован первоначально. Так биометрию к декабрю текущего года должны были собирать в 4 000 отделений, но сейчас данная услуга возможна лишь в 12 процентах отделений от указанного количества. Проблема состоит в том, что специалисты не располагают криптографической техникой в достаточном количестве.