Закон об ответственности интернет-агрегаторов продолжают критиковать все участники рынка

Не далее, как в июне сего года Государственной Думой был принят закон, который описывает ответственность интернет-агрегаторов товаров и услуг перед потребителями. Закон принят пока только в первом чтении, но многие участники современного рынка находят в нем существенные пробелы и указывают на то, что он нуждается во внесении поправок и доработке.

В общих чертах суть закона такова. Прежде всего, закон вводит понятие «интернет-агрегатор». Буква нового законопроекта гласит, что под это определение подпадают организации, предоставляющие информацию о товарах / услугах и возможность заключения договоров купли-продажи с внесением частичной, или полной предоплаты.

Предполагается, что с принятием этого закона интернет-агрегаторы будут обязаны в обязательном порядке и в исчерпывающем объеме доводить до сведения потребителей информацию, как о себе, так и об изготовителе товара, включая его фактический адрес, ОГРН и полное наименование. При этом, если информация не соответствует действительности, то торговый агрегатор может понести ответственность. Она определяется взысканием уплаченного по договору аванса, если будет доказано, что потребитель понес ущерб вследствие получения неполной, или недостоверной информации о товаре, или продавце.

Участники рынка указывают на то, что законом не описывается процесс контроля и мониторинга продавцов и периодичность контроля. Именно это вызвало жесткую критику со стороны Министерства экономики. Для оценки справедливости критических замечаний нужно представить на минутку процесс работы агрегатора и нескольких десятков (а то сотен, или даже тысяч) продавцов и поставщиков.

Мониторинг актуальности сведений, которые они предоставляют оказывается совсем не простой задачей. Каждый их них в любой момент времени может быть реорганизован по разным причинам, или сменить адрес, не уведомив об этом партнера, в роли которого выступает конкретный агрегатор товаров. Ответственность за не корректные данные ложится в любом случае на агрегатора.

Другими словами, агрегаторам придется выполнять регулярный мониторинг данных, поступивших от партнеров по бизнесу и оперативно вносить изменения в сведения, предоставляемые покупателям. Если для однократного получения сведений о поставщике / продавце у агрегатора есть возможность, то регулярное отслеживание изменений без наличия специальных инструментов мониторинга практически невозможно.

Свою оценку законопроекту дали ведущие менеджеры крупнейшей российской торговой площадки «Яндекс.Маркет», сотрудничающей с 21 200 тысяч магазинов, которые предлагают порядка около 154 000 000 наименований товаров. Они отметили, что новые поправки в закон учитывают многие замечания, но часть важных, на их взгляд моментов, остаются без изменений. Вместе с другими крупными игроками «Яндекс.Маркет» надеется, что они будут учтены.