Закон об онлайн-арбитре – какие изменения стоит ожидать?

Недавно появилась информация о том, что законопроект, предусматривающий регуляцию споров среди продавцов и покупателей онлайн магазинов, в ближайшее время получит определенные изменения. В частности, сообщается о желании исключить ряд услуг, которые ранее также подлежали разбору споров силами арбитров. Среди таких сфер деятельности могут не оказаться работы, для определения тонкостей которых требуется слишком много различных доказательств, которых не содержится в сети.

Напомним, что закон об арбитрах, которые будут заниматься рассмотрением споров среди покупателей электронных площадок, получил достаточно широкий резонанс в обществе. Это привело к его доработке, а также ряду инициатив со стороны соответствующих магазинов, которые предложили свое видение законопроекта. По предварительной информации в ту версию закона, в которой он существует сегодня, будут введены определенные правки, что позволит сократить количество услуг, конфликтные ситуации при предоставлении которых ранее планировалось решать с помощью онлайн-арбитража.

В частности речь идет о тех сервисах, которые работают в сети, но предоставляют свои услуги за ее пределами. К такому классу компаний относятся те, агрегаторы заказов которые обеспечивают проведение ремонтных и монтажных работ. Автомобильные сервисы и перевозчики также смогут избежать необходимости производить разбирательства в арбитраже. Об этом сообщается представителями рабочей группы, которая сейчас занимается внесением правок в закон. Так участники группы особенно акцентируют внимание на том, что из-под действия проекта может выйти одна из самых популярных услуг, а именно онлайн такси.

Онлайн-арбитр​ – в чем его суть?

Исходя из положений нового законопроекта, а также внесенных правок в положение О защите потребителей, в ближайшее время можно ожидать появление специального органа, который позволит в досудебном порядке решать конфликтные ситуации, возникшие между потребителем и продавцом. Также в сферу ответственности таких онлайн-арбитров, для которых планируется создать отдельную электронную площадку, будут введены компании, которые занимаются предоставлением услуг с помощью сети.

Стоит заметить, что одним из инициаторов создания нового закона выступает фонд Сколково. На текущий момент закон предусматривает вменить в обязанность электронному магазину или маркетплейсу сотрудничество со специализированным ресурсом, который будет заниматься приемом претензий от покупателей. С его помощью в последующем будут использоваться независимые эксперты, которые выступят в качестве посредников во время урегулирования разбирательства. Стоит заметить, что первое время электронные магазины и сервисы могут подключаться к площадке на добровольной основе, но в последующем им предстоит выполнить подобную процедуру обязательно. Завершение подключения должно быть совершено к 2020 году. Сервис будет полностью бесплатным для покупателей. На текущий момент планируется обеспечить его работу за счет самих продавцов. Проект закона должен оказаться в повестке дня правительства уже в конце текущего месяца.

На текущий момент исключение из перечня сервисов, которые обязаны сотрудничать с площадкой, возможно только по причине сложности сбора доказательств правоты той или иной стороны. Часть нарушений, которые происходят в процессе предоставления услуг, имеют место в офлайне, для чего потребуется обеспечить накопление фотодоказательств, а также предоставление копий соглашений о предоставлении услуг. В качестве примера невозможности соблюсти подобные требования выступают каршеринговые сервисы, которые набирают популярность сегодня.

Как отмечается представителями рабочей группы, которая занимается внесением поправок перед подачей закона в правительство, его действие не будет распространяться на подобные сервисы, перечисленные выше. Также по имеющейся у РБК информации, из числа компаний могут исключить и те, которые занимаются коммуникационными или финансовыми услугами. Причина проста – они уже имеют соответствующие структуры, с помощью которых обеспечивается процесс регуляции споров. Исключение различных сервисов было инициативой целого ряда различных структур, включая Сбербанк и Яндекс. В то же время представители портал агрегаторов, маркетплейсов и операторов отказываются давать комментарии относительно особенностей законопроекта и его влияния на их работу после принятия. На текущий момент удалось прийти к консенсусу относительно того, что площадка, которая работает по большей части в офлайне, может быть исключена из числа подпадающих под действие закона.