Закон о товарных агрегаторах вступил в силу

В новом году в стране начинает действовать закон, который обеспечит регулировку работы товарных агрегаторов, среди которых самым видным остается Яндекс.Маркет. Благодаря закону, подготовленному специалистами, было введено понятие агрегатора, а также установлены границы ответственности, в которых он должен возместить ущерб за предоставление ложной информации об услугах или компании, которая их предлагает. Подпись президента на документах закона была поставлена еще в июле текущего года, а в Думе также приняли новое положение, действие которого началось с 2019 года.

Закон избавляет систему от правовой дыры, ведь раньше не был предусмотрен сам термин агрегатор, и не давалось определение сайтов, которые относятся к данной категории. По этой причине работа соответствующих организаций никак не нормировалась, что вызывало многочисленные коллизии. Законопроект определяет понятие агрегатора товаров и услуг, а также устанавливает его права и обязанности. В частности, электронная площадка обязуется обеспечить посетителей точной и актуальной информацией не только о себе или товаре, но и о продавце. Также она должна своевременно вносить любые изменения, которые возникают в процессе продажи, а срок этих правок установлен в 24 часа.

Возвращаясь к продавцу, стоит отметить, что он обязуется обеспечивать покупателей точной информацией о собственной деятельности, а также предоставлять агрегатору актуальные сведения о собственных продуктах (товарах и услугах). При внесении определенных изменений в текущую информацию, продавцу необходимо обратиться к владельцу агрегатора и обеспечить его доработанными данными, чтобы он мог исправить соответствующую колонку на собственной электронной площадке.

В том случае, если агрегатор обеспечивает пользователей неточной или устаревшей информацией, то он должен понести ответственность за причиненный ущерб покупателю, который обзавелся товаром или услугами на основании имеющейся на площадке информации. Ответственность не будет наступать в том случае, если информация от продавца оказалась ложной, но он не изменял ее во время оформления соответствующей страницы продавца.

У покупателей есть полное право воспользоваться возвратом в случае, когда продавцом не выполняются его непосредственные обязанности в сроки, установленные законодательством. Агрегатор также должен возвращать деньги, перечисленные в качестве предоплаты, не позже чем через 10 календарных дней с момента обращения потребителя за подобной услугой. Но у него сохраняется право отказаться от возврата предоплаты, если продавец сможет доказать успешную передачу товара потребителю.

Если покупатель не согласен с доказательствами получения товара или услуг, предъявленным агрегатором, то он может обратиться в суд и получить полагающуюся компенсацию в соответствующем порядке разбирательства. В наступившем году органы надзора получили право проводить тестирование интернет-агрегаторов. Исходя из текущего положения законопроекта, интернет-агрегаторы должны проверяться на соблюдение закону о правах покупателей. Полученные в ходе проверки предписания по устранению нарушений должны быть локализованы и исправлены.

Если нарушение окажется неоднократным, то у защитников будет право обратиться в суд с требованием прекратить работу агрегатора. При наличии множества аргументированных обращений может быть принято решение о полной ликвидации маркетплейса.

По информации Роспотребнадзора, с 2012-го года число обращений граждан, которые жалуются на дистанционную торговлю, увеличилось более чем двукратно. Сейчас их количество составляет 34 000 обращений. В большинстве случаев обращения связаны с тем, что электронная площадка не предоставляет своим посетителям всю необходимую информацию не только о себе, но и о товарах. Также очень сложно устроена процедура возврата товара, включая ситуации, когда он доставлен в ненадлежащем виде. Процедура доставки также не нормирована, поэтому в некоторых случаях время ожидания значительно затягивается.

По словам Дмитрия Янина, который возглавляет международное объединение обществ потребителей, сущесвует опасность того, что маркетплейсы будут предоставлять неполные сведения о своих продавцах или товарах, что приведет к исчезновению этого крупного сегмента онлайн торговли, который сегодня бурно развивается. По этой причине в Роспотребнадзоре уделили достаточно внимания данному аспекту и воспользовались правками, согласно которым портал агрегаторы не отвечают за убытки, если сам продавец предоставил ложные сведения о товаре.