«Яндекс» и Сбербанк решили создать СП в сфере e-commerce

По словам генерального директора «Яндекса» Максима Гришакова, компания будет преследовать собственные цели в процессе сотрудничества с крупнейшей банковской структурой страны. По предварительному договору планируется создание сайта агрегатора, который обеспечит дальнейшее развитие интернет торговли. Банк уже длительное время работает над подобными вопросами, и теперь получил крупного партнера. Сбербанк планирует использовать свыше 30 млрд руб. для данного сегмента рынка.

После создания СП проект может стать таким игроком отечественного рынка, как Alibaba в КНР, что позволит повысить конкуренцию, а также обеспечить толчок для дальнейшего развития отрасли интернет торговли. Тем не менее, аналитики уверены, что проект подобного масштаба обязательно столкнется с существенными рисками. Объявление о создании совместного предприятия было сделано еще в эту среду. В качестве базы для будущей площадки будет использована платформа «Яндекс.Маркета». Банковское учреждение обеспечит серьезные капиталовложения в проект для его быстрого старта. К моменту заключения договора стороны сошлись во мнении, что его оценочная стоимость будет в пределах 60 млрд руб. Акции будут равномерно распределены между сооснователями. Примерно десятая доля от компании будет использована в качестве опционов для сотрудников. По ожиданиям специалистов, сделку удастся оформить до окончания 2017 года. Сервис продолжить управляться командой специалистов из «Яндекса», которую возглавит Максим Гришаков.

Напомним, что «Яндекс.Маркет» сегодня является крупнейшим в России агрегатором товаров. По итогам прошлого года общая выручка компании составила не менее 100 млрд. руб. Ежемесячно площадка посещается 20 млн. уникальными пользователями. К их услугам представлены товары от 20000 различных продавцов, число которых постоянно пополняется новыми интернет магазинами. По предварительной информации за первое полугодие текущего года объем прибыли площадки увеличился на 17 процентов, что в денежном эквиваленте равняется 2,463 млрд. руб.

О планах Сбербанка относительно создания нового игрока в сфере e-commerce стало известно довольно давно. В частности издание Коммерсант сообщало еще в 2016 году о том, что для этой цели банковское учреждение планирует воспользоваться собственной инфраструктурой и ресурсами. В качестве примера банк рассматривал Alibaba Group. В банке искали различные способы, чтобы воплотить проект в реальность и остановились на возможности партнерского сотрудничества с отечественным гигантом интернет-индустрии – компанией «Яндекс».

Сбербанк готов заявить о себе в российской интернет-коммерции

Аналитики отмечают, что данное решение вызвало положительную реакцию в среде инвесторов компании. Уже в конце рабочего дня биржи NASDAQ был отмечен рост котировок компании на два с половиной процентных пункта. Тем не менее, в плане оценки перспективности проекта эксперты не могут прийти к единому мнению.

Сотрудником JPMorgan Алексеем Гоголевым было отмечено, что данное соглашение может привести к тому, что Сбербанк займет доминирующую позицию среди электронных платежей. Сотрудничество между компаниями должно привести к серьезным капиталовложениям со стороны банка, что приведет к улучшению логистики для площадки, а также снижению рисков для второго компаньона — «Яндекса». Такого мнения придерживаются в компании «Открытие Капитал». Эксперты компании отмечают, что банк будет пытаться воспользоваться разветвленной сетью филиалов для более быстрой и эффективной работы “Маркета”. Также Сбербанк может предложить покупателям и продавцам дополнительное финансирование, а также эквайринг.

«Яндекс.Маркет» присутствует на рынке уже 17 лет. за этот период сменилось немало управленческих коллективов, которым так и не удалось создать действительно мощную площадку для торговли. В то же время банк не имеет достаточного опыта в сфере электронной торговли. Это приведет к росту рисков в ходе их сотрудничества, указывают в «Ренессанс Капитал». Также отмечается, что интернет гигант уже совершил несколько попыток перейти на модель CPA, но все они остались неудачными. Все это является еще одним подтверждением того, насколько трудно сделать из сайта, где пользователи могут сравнивать цены, в полноценную платформу для e-commerce. Аналитики подтверждают свои аргументы примером Ozon.ru, который работает уже 20 лет и все еще должен закладывать солидные суммы в бюджет, которые будут использованы для строительства складских помещений и распределительных площадок. Также проекты подобных масштабов даже после десятилетий работы сталкиваются с трудностями при масштабировании и могут нести значительные убытки в процессе своей коммерческой деятельности.