Взаимосвязь между правами и ответственностью

Структура Роспотребнадзор сообщает о согласовании законопроекта, который предполагает разграничение ответственности для продавцов, занимающихся коммерцией в сети. Об этом было сказано Анной Поповой, которая возглавляет ведомство. Она также отметила, что проект закона длительное время прорабатывался специалистами, которые доработали его в соответствии с современными реалиями. Проект предполагает разграничение в действиях игроков в сфере интернет-торговли. Основные положения проекта заключаются в том, что продавцы не будут нести ответственность за качество товара, а эти обязанности будут возложены непосредственно на поставщиков. Специалисты считают, что подобный закон позволит разграничить ответственность агрегаторов, а также защитить права покупателей. Подобный документ соотносится с требованием президента о дальнейшем развитии электронной дистрибуции в России.

Современный человек уже давно пользуется преимуществами цифровой торговли, поэтому изменения в законодательстве необходимо проводить как можно скорее. Только это позволит урегулировать новые вызовы, с которыми сталкивается система правосудия, а также избавит покупателей от рисков покупки некачественного продукта. Данный законопроект уже сейчас проходит стадию согласования, поэтому в скором времени он будет окончательно принят. Благодаря нему можно будет точно определить степень ответственности агрегаторов, работающих в сфере электронной торговли. Такое мнение выразила глава структуры Анна Попова.

Также глава Роспотребнадзора сообщает, что регулировка коммерции в сети является актуальным вопросом для государства. Такие законопроекты редко встречаются у других государств, поэтому для разработки качественного закона специалистам пришлось долго и кропотливо поработать над его составлением. Как отметила Анна Попова, многие страны сегодня стараются регулировать Интернет-торговлю, но найти оптимального способа действий в этой сфере так и не удается. Россия в этом вопросе также не должна отставать от своих соседей, перенимая их опыт и улучшая существующие нормы права в данном сегменте.

Президент во время обращения к Федеральному собранию дал поручение к июню текущего года завершить подготовку ряда мероприятий, которые будут сопутствовать развитию электронного сегмента экономики РФ. Исходя из прогнозов министра массовых коммуникаций Николая Никифорова, быстрое технологическое развитие государства позволит перейти к электронной экономике уже в середине 2017 года.

Закон, который сегодня согласовывается, позволит ввести такой термин, как агрегатор, что позволит предъявлять к нему определенные требования. Товарные агрегаторы будут нести ответственность за продукцию, что позволит защитить права покупателей. Этот момент является основной целью продвижения закона. Теперь речь будет идти о потребителях, агрегаторе и производителях, разделяя их права и обязанности, прописанные в законе. Дело в том, что потребители и товаропроизводители уже давно имели определенные права, но агрегаторы не имели определенного обозначения, поэтому выпадали из правовых отношений, что является несоответствием современным реалиям. Ведь они являются одним из важнейших элементов сетевой коммерции, взаимодействуя напрямую с покупателями. Законопроект позволит избавиться от подобных коллизий, а также расставить соответствующие акценты в правовых отношениях. Такую точку зрения выразил интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.

Он указал, что подготовка проекта проходила по современным стандартам с разработкой нескольких различных вариантов документа. Среди них были те, которые не устраивают бизнес-структуры, так как имели потенциальные угрозы для деятельности электронных агрегаторов в целом. Поэтому потребовалось дополнительное время для того, чтобы согласовать документ с различными структурами, в том числе Роспотребнадзором. Ведомства со всей ответственностью подошли к разработке проекта, учитывая все пожелания и замечания. Только благодаря подобному взаимодействию удается наладить продуктивные отношения бизнеса и госструктур.

Представленный законопроект обеспечивает регламент и создает рычаги регулировки для взаимодействия между потребителем и производителями. Законопроект предусматривает права и обязанности, которые должны соблюдаться посредниками, товарными агрегаторами, ИТ- и интернет-компаниями. И деятельность Роспотребнадзора позволила наладить отношения между ними так, чтобы все структуры имели равные права. Интернет- омбудсмен сообщил, что документ существенно затрагивает таких агрегаторов, как «Яндекс.Маркет» или Uber. Но многие компании выступают за введение законопроекта, так как раньше им приходилось брать на себя больше ответственности перед клиентами, чем они должны были бы делать, исходя из представленного документа.

Зампред Госдумы по информационной политике Вадим Деньгин считает, что на текущий момент Роскомнадзору и Роспотребнадзору следует завершить подготовку проекта и создать единый текст документа. После этого созданный совместными усилиями закон можно будет представить на сайте Думы, что позволит начать его обсуждение в экспертной среде.

Чтобы исключить возможность проигрыша для любой из сторон, а также исключить возможность предоставления некачественный услуг или товаров, избавиться от возможных претензий к агрегатору, связанных с качеством услуг, следует более подробно обсудить все положения проекта. Федеральные структуры должны задекларировать свою позицию относительно документа, чтобы страна в конечном итоге не была в убытке. Главная задача, которая поставлена перед законопроектом, заключается в защите прав потребителей. Покупателю должно быть известно, кто будет нести ответственность за предоставление товаров или услуг, что позволит избавить от лишних упреков государство, которое не создало соответствующую правовую базу для надлежащей защиты интересов граждан. Такое мнение выразил Деньгин во время интервью изданию «Профиль».

В то же время депутатом отмечено, что законопроект должен учитывают потребности каждого игрока, занятого в электронной коммерции. Предприниматели не должны нести убытки при принятии новых проектов. Ведомства должны помнить, что коммерческие структуры в первую очередь заинтересованы в прибыли, благодаря которой можно получить налоговую базу и обеспечить безопасность для покупателей. Во время оплаты услуг каждый человек оставляет данные о своей кредитке или информацию из паспорта, поэтому возникает потребность в повышении безопасности покупок в сети. Данный процесс является довольно сложным и трудоемким, но он необходим, чтобы обеспечить максимальное качество услуг. В то же время повышение безопасности не должно становиться причиной повышения стоимости товаров.

Также Вадим Деньгин считает, что данный документ должен учитывать потребности взаимоотношений между различными участниками цифрового рынка. Он не должен нарушать симбиоз между их ответственностью и правами.