В Индонезии появился серьезный конкурент Uber

В мире практически ежедневно появляются тысячи новых компаний, среди которых только единицам удается в результате достичь успеха. Именно таким оказалось предприятие Надима Макарима, жителя Индонезии. Он преуспел в своем стартапе, который был призван обеспечить доставку пассажиров с помощью мотоциклов. Создатель и не скрывал тот факт, что вдохновлялся примером успешным интернет бизнесом Убер, но вместо машин решил использовать именно мотоциклы. Со временем его стартап разросся, а количество клиентов значительно увеличилось. Результатом стало появление дополнительных услуг для пользователей, начиная от массажистов на дом и закачивая развозом заказов из ресторанов и кафе.

В определенный момент компания стала настолько большой, что Макариму пришлось воспользоваться целым стадионом, чтобы обеспечить для своих водителей необходимое пространство. Помещения, которые первоначально арендовал стартап, больше не могли обеспечить комфорт для возрастающего количества кандидатов. Тем не менее, как показал личный пример Макарима, дружбу сложно совмещать с успехами в сфере бизнеса.

Мотоциклетное такси по-индонезийски

Основатель крупного стартапа вырос в семье политического деятеля. Матерью будущего предпринимателя была местная писательница, которая привила сыну любовь к обучению, а также прилежность. Поэтому молодой Макарим сумел не только успешно завершить обучение в школе, но и поступить в Брауновский университет, который остается одним из самых востребованных учебных заведений мира. Успех сопутствовал молодому человеку и здесь, а после получения диплома, но получил работу в крупной компании McKinsey, отделение которой базировалось в Джакарте. Как в дальнейшем отмечал Макарим во время общения с прессой, именно работа в компании позволила ему в результате стать студентом бизнес-школу Гарварда. Уже через год он запустил собственный стартап, который был рассчитан специально на индонезийских клиентов.

В крупных городах страны довольно серьезные проблемы с трафиком, поэтому большинство местных таксистов используют мотоциклы вместо привычных машин. Сам Макарим отмечал, что регулярно пользовался их услугами, а также заказывал еду в офис, что также относилось к сфере деятельности бомбил. Водители мотоциклов настолько привычны для Сингапура или Джакарты, что многие доверяют даже доставку техники бомбилам. В своем интервью Макарим заметил, что не рез отправлял ноутбук вместе с таксистами другу, так как знал многих из них в лицо. В то же время стихийность рынка делала его непредсказуемым, поэтому постоянный бизнес бомбилам было сложно вести. Так вечером, после работы, не редко приходилось ожидать несколько часов, чтобы получить свободного оджека, как называют бомбил в Индонезии.

Go-Jek, а именно так Макарим назвал собственный стартап, который был призван изменить ситуацию в кратчайшие сроки. Поворотным моментом стал коллапс транспортной системы Джакарты, который имел место в 2013 году. Эксперты еще в 2008 году говорили о том, что через 5-7 лет подобной ситуации не миновать. В результате в 2013 году количество транспорта возросло на 11.5 процента, а объем новых городских дорог увеличился на 0.2 процента.

Власти осознали угрозу и приступили к строительству надземного метро, но его открытие запланировано только на следующий год, а в результате строительства количество свободных дорог только сократилось. В это время портал агрегатор Go-Jek и начал набирать популярность. Как говорит его владелец, два колеса позволяют поднять маневренность на новый уровень. Там, где машина намертво застрянет в пробке, юркий мотоцикл сможет продолжить движение. К тому же, автомобиль создает большой объем выбросов, а эта проблема также актуальна для индонезийских мегаполисов. В свою очередь двухколесный транспорт снижает выбросы.

Для обеспечения успеха своего проекта Макарим не только запустил собственный сайт, где водители могли предоставлять услуги клиентам, но и современный колл-центр, с помощью которого заказчики могли уточнить время прибытия и другие вопросы. Рост популярности привел к тому, что предприниматель нанял первых водителей и составил фиксированную шкалу тарифов. В последующем количество водителей увеличилось в десятки раз. Сам создатель Go-Jek отметил, что раскрутка проекта была самой сложной, поэтому приходилось распространять идею среди знакомых и родственников. Рост был, но был достаточно маленьким. Позднее Макарим удалось познакомиться с основателем Rocket Internet, который был заинтересован в запуске собственных проектов на рынке Индонезии. Сам индонезиец рассматривает сотрудничество с известной немецкой компанией как удачное стечение обстоятельств, позволившее ему набраться опыта для последующего развития собственного проекта.