В Alibaba готовы уступить контроль в российском бизнесе

На отечественном рынке электронной коммерции сегодня происходят эпохальные события связанные с крупнейшей сделкой в его истории. Ключевые игроки, включая китайскую Alibaba и отечественную компанию Mail.ru создадут совместное предприятие, оценочная стоимость которого достигнет 2 млрд. долл. Аналитикам стало известно и предполагаемое название компании – AliExpress Россия. Данная компания будет включать в себя активы всех участников, включая развитую логистическую систему и комплекс трансграничных операций сервисов, которыми владеет Alibaba.

Результатом подобной сделки станет то, что китайские партнеры получат крупнейшую долю компании, но она вовсе не будет контролирующей. По текущим соглашениям на долю владельца агрегаторов товаров AliExpress и Tmall будет приходитсья не больше 48 процентов. Прочие участники сделки распределились следующим образом – МегаФон, Mail.ru и РФПИ с соответствующими долями в 24, 15 и 13 процентов. В то же время китайский гигант станет одним из самых серьезных инвесторов в отечественную цифровую экономику. В результате сделки он получит порядка 10 процентов акций холдинга Mail.ru.

О своем решении крупные игроки на рынке электронной коммерции объявили еще во время экономического форума (ВЭФ), который только недавно успел завершиться. По словам представителей участников СП, компания позволит объединить в единую систему активы каждого партнера, а также создать совершенно новую систему капитала, управления и распределения ресурсов. AliExpress Россия пополнится ресурсами каждой компании, что позволит очень быстро занять лидирующее положение на рынке. В состав совместного предприятия войдет b2c бизнес Alibaba в России – T-mall.

Исходя из сведений, которые стали доступны Коммерсанту, вложение средств в новую компанию будет происходить различным образом. Так эксперты, знакомые с нюансами создания проекта, отмечают, что Alibaba вместе с фондом вложат капитал благодаря покупке привилегированных акций, а также в РФПИ планируется приобрести часть обычных акций. Мегафон решил данный вопрос иначе. Он передаст примерно 10 процентов акций холдинга Mail.ru, благодаря чему станет владельцем почти четверти от доли в совместной компании. По словам представителей Mail.ru, она вложит в проект собственный маркетплейс (Pandao), а также средства и услуги, которые позволят в кратчайшие сроки провести интеграцию СП в сложившуюся экосистему отечественной цифровой торговли.

На текущий момент достигнуто соглашение о том, чтобы совместное предприятие развивалось во всех направлениях электронной коммерции, включая местный и международный рынок. Между AliExpress Россия и Mail.ru будет подписан договор, в котором будут прописаны нюансы долгосрочного сотрудничества. По этой причине эксперты ожидают, что крупнейшие игроки на рынке начнут активно делить трафик, а также перераспределять продуктовые инициативы. Дополнительно были обсуждены вопросы, касающиеся совместного инвестирования в СП и прочие проекты. К примеру, стороны уделили особое внимание FoodTech как одному из самых перспективных направлений. Это не вызывает удивления, ведь та же Mail.ru владеет крупнейшим агрегатором доставки еды – Delivery Club. Также среди проектов холдинга стоит отметить Юлу, сервис для отправки объявлений с удобной геолокацией.

Результатом соглашения станет быстрый рост AliExpress Россия, чему в частности будет способствовать трафик, который обеспечат социальные платформы Mail.ru. Напомним, что суммарное количество активных пользователей мессенджеров, электронной почты и игр, принадлежащих российскому гиганту, превышает 100 миллионов человек.

В процессе работы над соглашением было также замечено, что компания будет помогать среднему и малому бизнесу. Для этого компании получат возможность распространять собственную продукцию, используя удобную площадку в виде AliExpress Россия. На текущий момент пользователями площадки от Alibaba является свыше полумиллиарда человек, которые проживают в Европе, Азии и Америке.

Как отмечают в Mail.ru, возможность стать партнером такой крупной компании как Alibaba, обеспечит развитие отечественной электронной коммерции и достижение нею совершенно нового уровня. Отечественный рынок, как считают специалисты компании, отличаются высоким потенциалом, поэтому не удивительно, что китайские партнеры обратили на него внимание и активно занимаются развитием. Напомним, что новое СП является крупнейшим в истории e-commerce России. Ранее данный статус принадлежал совместному проекту Сбербанка и Яндекса, который был оценен в 900 млн. долл.