Транспортные агрегаторы – как получить прибыль от автобусов, не имея ни одного в автопарке?

Появление онлайн сервисов, обеспечивающих своих клиентов логистическими услугами, не является чем-то необычным. В то же время далеко не каждому из них удается достичь такой эффективности, как Avtobus1, который за текущий год сгенерировал оборот в 350 млн. рублей. При этом, автопарк компании оставляет ровно 0 автобусов. Залогом успеха для группы программистов из Екатеринбурга стало сотрудничество с 3 000 владельцев автобусных компаний, расположенных по всей стране.

Услуги по аренде автобусов пользуются большим спросом, но сам рынок остается неоднозначным. С одной стороны здесь работает масса сравнительно небольших компаний, во владении которых находится до 10 автобусов, а с другой основными клиентами выступают корпоративные игроки. По этой причине екатеринбуржцам пришла в голову идея о том, чтобы создать агрегатор выступающий своеобразным посредником между заказчиками и владельцами автобусов. Чаще всего люди, располагающие автопарками, являются бывшими водителями, которые приобрести или взяли в лизинг несколько транспортных средств. По этой причине для них работа автобусной компании строится на самых простых и базисных потребностях – доставка клиента за определенную плату. Они используют минимум документации и вряд ли смогут предоставить помощь в экстренном случае.

Именно это и подвигло молодых людей на создание агрегатора, который позволит пассажирам легко найти подходящий автобус, а также получить документы, обязывающие водителя транспортного средства в полной мере исполнять его обязанности. Запуск джанного сервиса произошел еще в 2010-ом, и уже в первый месяц создателям проекта удалось достичь прибыли. На период 2018 года компания располагается двумя крупными филиалами в северной и южной столице, а также дистанционными представительствами в семидесяти крупнейших городах страны. За период 2017-го оборот компании превысил 350 млн. руб., а показатель прибыли достичь 80 млн. руб.

Лояльность к водителям

Основателем сервиса выступает Андрей Калашников, который получил инженерное и экономическое образование. На протяжении первых лет своей рабочей деятельности он занимался созданием ПО для ДатаЦентр и Prologic. Благодаря дружбе с однокурсниками Куликовым, Назниевым и Скоробогатовым он смог запустить собственный проект в виде агрегатора ЕКБ Принт, работающего в сфере услуг типографии. Идея выглядела довольно реалистичной. Компания единомышленников планировала разработать площадку и пригласить на нее типографии со всего региона, а получение заявок проводилось бы в режиме аукциона в реальном времени. Задачей Калашникова выступала подготовка платформы. В этот же момент Prologic предложили Андрею постоянную работу в США, но он решил остаться в Екатеринбурге и попробовать свои силы в бизнесе.

Первый проект, как оказалось позднее, провалился. По словам самого Калашникова, он с друзьями сосредоточился на том, что нравится делать, а не на том, что нужно. Поэтому вместо общения с потенциальными партнерами, они разрабатывали дизайн платформы, а также арендовали дорогой офис. После этого Назмиев предложил Калашникову поработать над созданием агрегатора автобусов. В университетскую бытность Антон Назмиев занимался организацией туристических поездок для одногруппников, поэтому хорошо знал, насколько сложно обеспечить эффективную перевозку пассажиров, учитывая консервативность владельцев автобусов. Поэтому друзья решили избавить потенциальных клиентов от подобной необходимости, взяв переговоры с владельцами автопарков в свои руки. Задача была вполне осуществима – создать площадку, с помощью которой вызвать автобусь будет также легко, как воспользоваться услугами Юбера.

По словам Калашникова, разработка агрегатора осуществилась уже через три месяца с начала работ, для чего потребовалось порядка 100 000 руб., затраченных для рекламы и разработки сайта. Первый офис был открыт в квартире Калашникова. Команде было тесно, но зато появился особый драйв, которого не было при разработке первого совместного проекта. Первые клиенты площадки были представлены частными заказчиками, арендовавшими автобусы для проведения свадеб и корпоративных мероприятий. Большая часть пользователей переходило на сайт с помощью рекламы, для чего в месяц компания тратила порядка 15 тысяч рублей в 2010-ом. Как отмечает Андрей Калашников, особенностью рынка является то, что автобусы арендуют не часто, поэтому у клиентов не возникает пристрастия к определенной компании.

Ребята заключили несколько договоров с владельцами автобусных парков и занимались поиском заказов, которые и передавались перевозчику. В то же время компания отвечала перед клиентами за опоздания, возвращая средства в подобном случае. Каждый заказ приносил агрегатору Avtobus1 порядка 25 процентов от общей суммы. Уже в первый месяц компания сообщила о прибыли в 15 тысяч рублей.