Попутчики – как будет осуществляться регулировка совместных поездок?

На днях появилась информация о том, что в ближайшее время стоит ожидать появления свода правил, с помощью которых власти планируют регулировать карпулинг. Напомним, что именно так называют совместные путешествия, для осуществления которых используется автомобиль. Для упрощения их организации сегодня пользуются различными приложениями, начиная от BlaBlaCar и заканчивая Яндекс.Попутка. на текущий момент указанные сервисы и их конкуренты практически никак не влияют на поездку, а лишь предусматривают, что попутчики должны частично оплатить поездку.

Но в государственных ведомствах уверяют, что подобная деятельность сегодня больше напоминает незаконное предпринимательство, а не обычную попытку получить разовую прибыль при поездке в том или ином направлении. По этой причине разработка законопроектов, направленных на регулировку работы интернет компаний, занятых в сфере карпулинга, ведется и уже сейчас можно говорить об определенных наработках. Но и сейчас есть немало частных организаций, которые предлагают ввести запрет на предоставление подобных услуг. Говорить об общем видении вопроса пока рано, но сервисы карпулинга уже сейчас активно говорят о M&A и готовы вступить в борьбу за обладание рынком, который постоянно увеличивается.

С чем связано внимание к попутчикам?

Дело в том, что данный вопрос заинтересовал правительственные структуры после недавнего скандала, результатом которого вполне могла стать вечная блокировка BlaBlaCar на территории РФ. Еще в сентябре прошедшего года в Красноярском крае был вынесен приговор в отношении данного французского сервиса, который, как указал прокурор, указал незаконную информацию на своей странице. Обвинение базировалось на том, что сервис карпулинга занимается незаконным предпринимательством, а в качестве толчка стало обращение РТС. Стоит заметить, что данный транспортный союз был образован за два месяца до начала слушаний. BlaBlaCar отреагировал на подобные действия, подав апелляцию.

Для решения проблемы потребовалась помощь официальных лиц французской республики. Так министр экономики Ле Мэр, который был с визитом в РФ в сентябре, отправился на встречу с министром Мантуровым. Глава Минпромторга предложил совместными усилиями решить сложившуюся ситуацию, а Ле Мэр выступил с инициативой по созданию правового базиса, в соответствии с которым BlaBlaCar и подобные агрегаторы заказов услуг смогли бы вести свою деятельность на территории России. В результате апелляция позволила отметить приговор и сервис успешно продолжил предоставлять свои услуги. Уже летом 2018 года в РТС решили подать кассацию, но и в суде союзу отказали в подобной возможности. Как отмечается в материалах по делу, суд не нашел в предоставленной документации достаточных оснований для того начала новых разбирательств. К тому же, к моменту кассации уже завершился период, когда союз действительно имел возможность обжаловать предыдущий приговор.

Но в прокуратуру поступили новые доказательства от РТС. В частности, в соответствии с информацией сервис BlaBlaCar позволяет своим водителям размещать информацию с целью последующего получения прибыли. По словам основателя сервиса, господина Брюссон, компания уже сталкивалась с подобными нападками ранее. Тогда разбирательство происходило на территории Испании, и результат был в пользу BlaBlaCar. В то же время господин Брюссон уверен, что причиной обоих исков в отношении компании является банальное непонимание того, как именно работает сервис.

Сегодня даже в европейском пространстве нет единого понимания того, как следует регулировать деятельность сервисов по поиску попутчиков и как в этом случае создать агрегатор услуг. Так Франция еще в 2013 году признала деятельность подобных компаний полностью законной, а уже через два года в законодательстве страны появилось дополнительное уточнение о том, что водитель не должен стать бенефициаром в ходе поездки, но может разделить расходы вместе с попутчиками. Посредник может стать получателем выгоды, но это не распространяется на оказание транспортных услуг. В соседней Германии регулировок карпулинга на официальном уровне не проводилось, но за властями остается право вносить определенные требования, к примеру, выдавать спецразрешения для тех, кто занимается нерегулярными перевозками с использованием микроавтобусов. Первые консультации в российском Минтрансе по поводу карпулинга прошли еще летом прошлого года, когда впервые были подняты вопросы о закрытии соответствующих сервисов. Но столь жесткие меры в тот момент не были приняты, и сегодня профильное министерство склоняется к регулированию ситуации путем введения законодательных актов.