Подводные камни foodtech-проектов

На сегодняшний день агрегаторы доставки еды из ресторанов и кафе являются привычным решением для современного человека. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие амбициозные бизнесмены желают открыть собственный foodtech-стартап, убедившись в актуальности данного направления. В то же время нужно понимать, что стать видным участником рынка и удержаться на плаву является совершенно разными вещами. По этой причине запуск простого проекта, направленного на доставку пищи из кафе и прочих заведений общепита, может и не вызвать каких-то диких проблем, но обеспечить проекту инвестирование, а также в дальнейшем возможность быстрого развития или продажи ресурса заинтересованным покупателям будет требовать колоссальных усилий.

Стадия №1

Начало проекта обычно связано с тем, что предприниматели, даже самые опытные среди них, строят ложные ожидания. Начинается все с неправильного планирования. Так для запуска небольшого проекта с собственным производством потребуется не менее 3 миллионов рублей. И это речь идет об одном сравнительно небольшом производственном цехе-кухне. Также стоит дополнительно позаботиться о вложениях для сайта, его раскрутке и прочих моментах.

Когда ресурс будет запущен, необходимо будет обеспечить его эффективную рекламу. Естественно, цена каждого клиента в самом начале будет довольно высокой, но со временем она будет постепенно снижаться с ростом популярности самого сервиса. Уже через полгода или год этот параметр упадет на 30 или 50 процентов, так как количество пользователей, которые узнали о приложении благодаря отзывам знакомых, увеличится. В ситуации, когда что-то идет не так, помогают агрегаторы. С их помощью можно будет обеспечить дополнительный инструмент с целью привлечения и удержания аудитории. В подобном режиме компания будет работать до 8-12 месяцев, после чего она перейдет на стадию операционной окупаемости. В этот момент прибыль становится стабильной, а ее хватает даже для начала масштабирования.

Стадия №2

Проект и его реальное исполнение часто имеют мало общих черт на практике. Поэтому следует понять, что ожидает новый проект в сегменте foodtech в действительности. Уже этап финансирования проекта вызывает немало спорных моментов. В первую очередь речь идет о том, что в каждой ситуации стоимость будет своей. Так основатель ВкусLab отмечает, что для развития стартапа только за первые 1.5 лет сумма вложений составила порядка 10 млн. руб. Из них больше 60 процентов было обеспечено частными инвестициями.

Для запуска потребовалось примерно 3 млн. руб., и это деньги, затраченные на первую кухню. Вторая и последующие обычно обходятся дешевле, но все зависит от их масштабов и целей самого проекта. Значительная сумма расходов нужна для создания IT-решения, а также его последующего обслуживания. Для этого в случае со ВкусLab потребовалось около трети от всех инвестированных средств. Прочие операционные расходы, включая зарплату и содержание автопарка потребовало еще 2 млн. руб. В итоге получается, что для создания определенного бренда в сегменте, который будет жизнеспособным и сможет успешно развиваться на начальном этапе потребуется от 10 до 15 млн. руб. Сумма будет меньше, если использовать только одну кухню, но в таком случае выживаемость самого стартапа может быть под вопросом.

С целью привлечь клиентов можно воспользоваться различными методиками. Если обеспечивать покрытие панируется на уровне определенного района, то и рекламу лучше использовать местную. В подобной ситуации на выбор есть два варианта. Продвигать свою продукцию можно в режиме офлайн, благодаря привычным листовкам или плакатам, а также с помощью геолокации и объявлений в сети. Первый и второй варианты имеют определенные проблемы, которые нужно учитывать. Так наружная реклама обычно имеет такое препятствие как консьержи, которые не будут мириться с листовками или плакатами, заполонившими стену объявлений. Второй вариант является более интересным и современным, но здесь многое зависит от того, насколько точно сработает геотаргетинг. В противном случае компания получит большое количество клиентов, но лишь определенный процент из них будет целевой аудиторией.

Организация службы доставки становится настоящей проблемой для новичков. Многие считают, что покрытие большого пространства, к примеру, всех районов столицы, позволит им увеличить прибыль. Но в реальности получается, что это лишь приводит к длительным задержкам и росту отказов со стороны клиентов. Главными постулатами выступает высокая скорость и низкая цена доставки.