Методы конкурентной борьбы современных ритейлеров

Высокий уровень конкуренции между крупнейшими игроками на рынке ритейла приводит к тому, что последние пользуются всеми инновационными средствами для достижения безраздельного господства в сегменте и полной победы над конкурентами. Именно так и были созданы скраперы, которые используются для определения ценовой политики конкурента, а также изучения ассортимента его продукции. Эту же технологию используют для того, чтобы очистить страницу и улучшить ее индексацию среди поисковых систем. Но как понять, где заканчиваются хорошие боты и начинают скраперы, делающие игру менее благородной и честной.

Гонка технологий среди ритейлеров

Каждая сеть, начиная от региональных магазинчиков до крупных проектов типа Walmart желают получать детальную информацию о том, чем торгуют их конкуренты и что пользуется спросом среди их покупателей. Для этой цели реальному ритейлеру достаточно нанять несколько подставных покупателей, которые совершат поездку по магазинам конкурента и определяться с его ценовой политикой и самыми популярными категориями товаров среди покупателей.

Но успешный интернет бизнес не позволяет использовать подобные методики на практике. К тому же, каждый магазин в сети может продавать сотни тысяч наименований товаров, поэтому в ручном режиме отследить колебания цен будет просто невозможно. Для решения проблемы компаниями используется более продвинутое программное обеспечение, которое позволяет в считанные минуты понять ассортимент или цены компаний-конкурентов. Такая ценовая разведка называется скрапингом. При правильной настройке ПО можно оперативно собирать информацию о других крупных компаниях и менять собственные ценники, чтобы переманить клиентов.

Скрапер представляет собой специальную программу, способную собирать данные в сети. Она систематизирует собранные сведения и публикует их на сайте компании, которая владеет ПО. При этом, процесс публикации может происходить автоматически, либо только после одобрения со стороны руководства. С этой целью скраперами используются RSS-фиды.

Использовать подобные программы можно для различных целей. Так с их помощью создаются листы поставщиков или продавцов с целью последующего коммерческого применения полученной информации. Сведения могут извлекаться одновременно из нескольких источников с последующим их сравнением. Также информацию могут собирать с целью проведения маркетинговых опросов, что значительно снижает затраты времени на подготовку исследований. Скраперы помогают искать вакансии, а также сравнивать стоимость интересующей модели товара у нескольких производителей.

Многие эксперты из сферы электронной торговли уверены, что такие гиганты, как Amazon и Walmart располагают крупными отделами, задача которых состоит именно в скрапинге. Прочие компании, работающие в данной сфере, но не имеющие необходимых ресурсов, пользуются услугами специализированых компаний, которые подготавливают соответствующие отчеты о проделанной работе. В результате удается собрать данные со всей сети, которые затем проходят процедуру систематизации и отсеивания. В результате клиент получает лучшее предложение, что позволяет ему остаться довольным своим выбором.

Walmart продолжает скрывать информацию о том, какие механизмы компания использует в процессе работы, в частности – изменения цен. В компании Аmazon вопросы, связанные со скрапингом, также игнорируются. В то же время есть свидетельство того, что гиганты онлайн ритейла действительно применяют скрапинг во время своей повседневной работы. Так компания Diapers.com, до своего поглощения со стороны агрегатора торговых площадок Amazon, подавала в суд на гиганта с обвинениями в автоматической корректировке стоимость товаров.

Со стороны можно прийти к выводу, что подобный подход сегодня является попыткой подмять рынок под себя. Но на практике скрапинг является неотъемлемой частью работы самых разных компаний. В Google не отрицают факт скрапинга страниц, что позволяет обеспечить их последующую индексацию своими поисковыми центрами. Писатели, журналисты и академики пользуются подобными программами для того, чтобы собрать необходимую информацию о конкретном интересующем их событии или явлении. Разведка активно используется и крупными производителями, которые желают получить информацию о деятельности своих конкурентов и их линейках товаров.

Применение скрапинга приводит к тому, что ритейлеры оказались в сложном положении. С помощью ботов они могут оперативно реагировать на любое изменение на рынке, но в то же время они и сами сталкиваются со скрапингом со стороны других компаний. Поэтому борьба между ботами и средствами защиты от них в будущем будет становиться только более жесткой, уверены эксперты