Маркетплейсы будут работать с большей ответственностью

Недавно появилось известие о том, что новый законопроект об агрегаторах прошел проверку и получил одобрение к принятию во втором чтении. Подготовка документа предусматривает возвращение бывшего положения о том, что площадка обязуется возвращать покупателю предоплату в течении десяти суток, если последний изменил свое решение о покупке. Фактически торговым агрегаторам придется нести ответственность не только за качество указанной информации, но также за проведение сделок между продавцом и покупателем, о чем сетуют представители сегмента. Поправки также создают определенные риски для предпринимателей, которым придется устанавливать дополнительные расходы в цену самого товара. По мнению экспертов, это может негативно сказаться на ценовой политике игроков на рынке.

Поправки, которые были внесены в действующий закон, связаны с обязательством для агрегаторов возвращать часть средств, полученных в качестве предоплаты за услуги, в течении следующих 10 суток. Подобным правом наделяют каждого покупателя, который остался не удовлетворенным качеством товара или предоставленных услуг. В то же время потребитель должен обязательно направить продавцу уведомление о том, что он отказывается от покупки. Текущая версия законопроекта предполагает для агрегатора дополнительную ответственность потребителями, а также обяжет его предоставить полную информацию о продемонстрированном товаре или услугах.

В прочих вариациях законопроекта он также указывает на ответственность электронной площадки за ущерб, который несут потребители при недостоверно указанной информации о товаре или его продавце. Подобные санкции могут вступить в силу, если на основании предоставленной информации клиент заключает договор с продавцом. Эксперты предполагают, что действие нового законопроекта наберет силу уже в начале следующего года.

На текущий момент статус крупнейшего агрегатора сохраняется за Яндекс.Маркетом, специалисты которого уже проводили выступления, направленные на критику текущий положений законопроекта. Яндекс.Маркет уверен, что законопроект, если он будет принят в его текущем виде, приведет к очень жестким обязательствам для электронных площадок, которые будут нести ответственность за политику или действия третьих лиц. В результате агрегаторы будут вынуждены идти на непопулярные меры, что вряд ли обеспечит желаемую защиту для потребителей.

Агрегатор не выступает владельцем товара, поэтому он физически не может проверить то, насколько правомерной и полной является информация о предложении продавца. Площадки будут ответственными не только за информацию, но и за проведение сделок. Если же продавец нарушает свои обязательно и не может своевременно доставить товар, то именно агрегатору придется возвращать средства, даже если они были давно переведены на счет продавца.

Как считают в Яндекс.Маркете, подобные поправки приводят к возможным злоупотреблениям со стороны покупателей, которые могут неправомерно использовать полученные права. Это позволит им, в частности, получать компенсацию не только от продавца, но и от агрегатора одновременно.

Новая версия документа появилась после того, как было проведено согласование в правительстве, в чем уверен директор Института исследований интернета Карен Казарян. Недостатком данного документа, как считает эксперт, выступает множество избыточных требований к электронным площадкам, в частности, о предоставлении полной информации. Такие нормы уже указаны в соответствующей статье кодекса РФ. Депутаты считают, что агрегаторы товаров должны обязательно предоставить пользователю всю информацию, полученную от владельца товара. Но подобные требования потребуют значительных затрат для размещения всех характеристик на сайте. Подобные расходы в результате лягут на самих покупателей.

В рамках РФ развитие электронной торговли происходит по системе, где большая часть игроков пользуется смешанной моделью бизнеса. Речь идет о маркетплейсах и магазинах, грань между которыми очень сложно разглядеть. Поэтому важно, чтобы площадки отвечали за соблюдение прописанных требований, особенно учитывая простоту соблюдения предписаний.

Законопроект, охватывающий деятельность электронных площадок и защищающий права пользователей, является далеко не единственным моментом, усложняющим жизнь для электронных площадок. Ранее в ФАС РФ отметили начало работы над пакетом поправок относительно цифровых платформ, которые позволят вести более эффективное регулирование. Поправки предусматривают дополнительные штрафные санкции за использование ценовых алгоритмов, которые сегодня пользуются большой популярностью в сфере интернет ритейла.