Маркет и AliExpress собираются обойти законодательные запреты

Законодатели недавно отчитались о принятии закона, призванного обеспечить регуляцию деятельности агрегаторов, в который были внесены многочисленные правки. В том виде, в котором закон существует сегодня, у крупных агрегаторов будет немало возможностей для того, чтобы обойти те ограничения, которые он налагает. В этом уверены юристы, успевшие детально изучить представленный законопроект.

Исходя из поправок, которые сегодня вступили в действие, к числу агрегаторов причисляют те ресурсы, которые позволяют посетителям ознакомиться с товаром, а также выступают посредниками в заключении соглашения, в котором участвует производитель и продавец. Агрегатор товаров также может предоставлять возможность совершать предоплату. И уже здесь кроются лазейки, которые без особых проблем смогут обойти крупнейшие представители сегмента без значительных убытков для себя. В частности они могут заняться переделкой существующего пользовательского интерфейса, о чем уже появились первые сообщения. Так Маркет недавно избавился от отдельной корзины для покупок, поэтому уже сейчас его невозможно рассматривать в качестве классического агрегатора.

В подобном случае ситуация становится еще более интересной, если учесть, что именно Маркет выступал главной целью АКИТ, компании, которая занималась активным лоббированием данного законопроекта. Многие участники рынка также считают, что Маркет нуждается в более жестком регулировании, что позволит обеспечить безопасность для покупателей. В частности Александр Тынкован, который является основателем М.Видео, в своем интервью назвал Яндекс.Маркет пристанищем серых товаров и продавцов.

Прочие крупные площадки, включая Эльдорадо или Goods, вероятно, будут вынуждены работать в соответствии с новым постановлением, так как данные сервисы работают по принципу предоплаты покупок, а также получают переводы от покупателей на счет самого агрегатора. Некоторые эксперты уверены, что AliExpress, который остается крупнейшим антагонистом АКИТ, также может обойти те ограничения, которые устанавливает закон.

Так для присвоения статуса товарного агрегатора площадка должна самостоятельно обрабатывать денежные переводы, а в случае с китайским электронным гипермаркетом платежами занимается AliPay. В результате интернет гигант сможет легко обойти запреты, которые не будут распространяться на него в процессе работы. Также принятый закон имеет несколько положений, трактовка которых остается неоднозначной. В частности, исходя из текущего текста можно сделать вывод, что покупатель должен переводить средства именно площадке, чтобы она подпадала под определение агрегаторов. Но подобная формулировка остается размытой, что позволяет площадкам довольно быстро разработать собственные сервисы для приема переводов, которые получат отдельные юридические лица и адреса.

Как отмечают представители сегмента, сегодня подобный законопроект получает довольно спорную оценку, так как многие считают его довольно дилетантским. Несмотря на три пакета доработок и правок в нем все равно остается множество недочетов, которые делают его малоэффективным, а для крупнейших игроков – недействительным. Конечно, сама идея законопроекта имеет право на существование, но в том виде, в котором он принят, закон не будет исправно выполняться всеми, ведь в этом просто нет необходимости, уверяет Александр Иванов, директор НАДТ.

Нельзя исключать и такого варианта развития событий, при котором проект подготавливался для только, чтобы создать неопределенную зону и обеспечить произвол в сфере онлайн бизнеса, но уже на законных основаниях. Эксперт отмечает, что разработка и принятие законопроекта не имеют серьезных оснований под собой. Из статистических данных можно понять, что современные покупатели получают достаточную степень защиты при проведении закупок в сети. на них распространяется действие законов, а число спорных ситуаций, решение которых требует участия третьих лиц, составляет меньше десятитысячной доли процента от всего объема совершаемых сделок в электронных площадках.

Напомним, что идея внесения поправок в действующее законодательство с целью более жесткой регулировки интернет торговли принадлежит Роспотребнадзору, который высказал ее больше трех лет назад. В то же время у представителей сегмента появилось немало сомнений относительно возможностей и эффективности реализации подобных законов на практике. В частности, большая часть расходов будет возложена именно на агрегатор торговых площадок, которому придется увеличивать стоимость использования площадки, которую продавцы компенсируют поднятием маржи.