Кому придется возвращать деньги покупателям некачественного товара в интернете?

В правительстве сообщают о внесении определенных правок, которые позволяют установить границы ответственности между магазинами и портал агрегаторами, работающими в интернете. Речь идет о таких площадках, как Avito, Яндекс.Маркет или китайский AliExpress. По данным статистики известно, что примерно половина жителей РФ регулярно делают заказы в интернет-магазинах. И каждый второй среди них попадал в ситуации, когда платье, заказанное на основании фотографий и размеров, оказывается совершенно другим на поверку. Измениться может как оттенок, так и размеры, а также тип ткани. И подобная ситуация возникает в случае с любыми товарами. Если продукция была приобретена непосредственно в магазине, то вопрос об ответственности за некачественную продукцию, снимается. Но если человек воспользоваться агрегатором, то как понять, кто именно должен возмещать ущерб? Ведь это может быть как сама площадка, так и магазин, представленный на ней.

Также не всегда понятно, как работает процедура возврата. Ведь товар можно отправить агрегатору или непосредственно в магазин, который обеспечивал доставку. Кто должен гарантировать возвращение средств за покупку – агрегатор или магазин? Все эти вопросы и пытается разъяснить новый законопроект, который вносит ясность в работу агрегаторов, которые представлены в нашей стране. Но, несмотря на то, что законопроект был принят еще в прошлом году, определенные моменты все еще остаются не ясными. В то же время уже сейчас больше трети всех заказов принимают именно агрегаторы и не существует никаких предпосылок к тому, чтобы в будущем рост этого показателя замедлился.

В правительстве сообщают о подготовке целого пакета правок, которые позволяют разграничить степень ответственности, а также более конкретно объяснить трактовку понятия агрегаторов, чтобы определить, какие компании подпадают под определение. Так в ситуации, когда покупатель вынужден терять средства по причине информации, которая является недостоверной и размещена на площадке агрегатором, то и спрос именно с него. Подобная ситуация возможна в случае, если один и тот же тип товара предлагают приобрести различные компании. В подобном случае именно агрегатором может проводиться работа по подготовке описания, которое, с учетом новых требований, возлагает ответственность на компанию, составившую его.

Если же информация предоставляется продавцом, а агрегатор только занимается ее размещением, не внося каких-либо корректив, то убытки возмещает именно магазин, представивший данные, а не площадка, где они собственно размещены. Претензии, которые относятся к самому товару, в этом случае адресуются исключительно магазину.

В случае, если правки в законопроект удастся принять, то покупатель сможет апеллировать к агрегатору только в определенных ситуациях. К примеру, если заказаны изделия из кожи, а после распаковки оказывается, что вместо нее используется кожзам. Но даже в этом случае обращение к агрегатору является чисто теоретическим. Если обе стороны не могут прийти к соглашению, то у пользователя есть возможность воспользоваться судебным разбирательством, обращаясь с требованиями как к интернет-магазину, так и к агрегатору, если описание создавалось сотрудниками площадки.

Стоит заметить, что в рамках нового законопроекта получить компенсацию от отечественных площадок будет значительно проще, чем от иностранных компаний. Дело в том, что наши агрегаторы должны заключить договора с магазинами или компаниями, которые поставляют услуги, что позволит получить любые инструменты для проверки. Но нужно понимать, что подобное уточнение также требует времени.

Зарубежные агрегаторы товаров, которые сегодня пользуются большой популярностью, имеют возможность не проверять или редактировать сведения, полученные от продавцов. Самые серьезные среди них и без того обладают определенной, и стоит заметить, достаточно эффективной системой проверки качества товара. Для того, чтобы продавец на Alibaba или Amazon получил средства, покупатели должны установить маркер в графе о доставке и не предъявить претензий относительно степени качества заказа.

В то же время аналитики уверены в том, что доля зарубежных площадок на отечественном электронном рынке будет только расти. Дело в том, что наличие неточности или подстрочный перевод описания товара не делает его более дорогим. А для большинства покупателей наиболее важной остается именно цена предложения. На втором месте находится ассортимент, но и здесь китайские агрегаторы обходят отечественные аналоги.