Каким образом будет меняться доставка из ресторанов в ближайшие годы?

Сегодня не сложно заметить, что ресторанный бизнес успешно справляется с последствиями серьезного кризиса 2014-16 годов и ежегодно показывает серьезный рост. Так по итогам текущего года данный сегмент может увеличиться на 1.2 процента. Одним из драйверов роста остается доставка из ресторанов и кафе. Люди реже отправляются в рестораны, но не желают отказываться от качественных и любимых блюд, поэтому заказывают самые разные порции прямо на дом с помощью сети. Благодаря подобному поведенческому феномену, который сегодня становится обычным делом, крупные рестораторы вынуждены изменять свои стратегии, а на рынке появляется все больше новых игроков. По словам экспертов, уже в следующее пятилетие именно онлайн-сегмент продаж для ресторанов будет играть ключевую роль в генерировании выручки. По прогнозам увеличение данного сегмента будет достигать почти 25 процентов ежегодно.

Особенностью доставки еды является то, что клиенты могут воспользоваться личной курьерской службой ресторана, так и специальными агрегаторами доставки еды, отвечающими за развоз заказов. Но в ближайшее время рынок услуг ожидают довольно значительные изменения. Мировой рынок доставки еды показывает динамический рост и уже сейчас составляет больше 95 млрд. долл. Но на текущий момент это лишь немного больше процента от общемирового рынка продуктов питания и меньше пяти процентов от всего объема блюд, продаваемых в ресторанах и кафе. Заказ еды сегодня настолько прост, что во многих странах подобная опция уже спела стать обыденностью. В каждой стране сложился свой рынок доставки с различной долей проникновения. Так если в США данный показатель достигает трех процентов, то в ВБ составляет 7 п.п. На текущий момент Великобритания, кстати, остается наиболее крупным и развитым рынком доставки в мире. Крупнейшие агрегаторы здесь получают значительную выручку, что позволяет обеспечить быстрое и уверенное расширение на других рынках. Так Just Eat по итогам первого квартала получил 230 млн. долл. доходов.

Возвращаясь к отечественному рынку доставки стоит отметить, что в общей сложности его капитализация достигает 3.5 млрд. долл., о чем сообщается специалистами Target Global. При этом доля доставки готовых блюд составляет 1.5 млрд. долл. Цифры могут казаться довольно внушительными, но на практике доля агрегаторов не превышает процента. В основном отечественный рынок создается под влиянием европейских тенденций, но местный менталитет также очень важен в выстраивании бизнес моделей. В частности, РФ отличается слабым средним классом, по этой причине показатели расходов на рестораны общепита примерно в 12-15 раз ниже, чем в США.

Также стоит отметить консервативность населения, которое не привыкло заказывать продукты через интернет, поэтому для формирования подобной традиции требуется немало времени. На текущий момент подобный вариант является скорее стремлением разнообразить жизнь или отдохнуть от готовки дома, а не привычное, традиционное решение. Чаще всего россияне заказывают через интернет пиццу или суши. Корзина пользователей не редко пополняется благодаря бизнес-ланчам и прочим традиционным блюдам, включая десерты. Несмотря на то, что ассортимент агрегаторов довольно обширен, далеко не все пользователи спешат разнообразить свое меню как деливери клаб аналог.

Процесс доставки требует оперативности и пунктуальности, поэтому компании создают собственные логистические компании. Если ресторанная сеть самостоятельно занимается доставкой еды, то ей требуется постоянно расширять и улучшать существующую систему доставки. Для этой цели используются услуги все большего количества курьеров, что позволяет получить независимость от онлайн-сервисов. Подобная тенденция в будущем будет только усиливаться. К тому же, эксперты уверены в повышении интереса к кооперации ресторанов, меню которых не конкурирует между собой, что позволит существенно улучшить возможности логистики.

Скорость самого заказа также важна, поэтому самые популярные сайты постоянно дорабатываются и улучшаются, что позволяет сделать их использование еще более простым и удобным. То, насколько легко и удобно использовать выбранное приложение, определяет лояльность покупателей. Поэтому идеальным результатом улучшения считается ситуация, когда для заказа требуется не больше 4-5 кликов. Пользователям приложения также важно предоставить возможность отслеживать исполнение заказа. По этой причине требуется разработать систему, в которой каждый покупатель сможет воспользоваться персональными предложениями, повышающими лояльность и делающими заказ еды привычкой.