Крупными ритейлерами и перевозчиками сегодня используются современные технологии, которые позволяют им оставаться конкурентоспособными. Но как внедрение инноваций повлияет на отрасль? Какие заграничные нововведения могли бы помочь отечественному интернет-магазину уже сегодня? Чтобы выяснить ответы на все эти вопросы логистический стартап GroozGo провел исследование, в рамках которого были опрошены 45 специалистов, которые представляют крупные логистические и ритейлинговые компании. Среди последних стоит отметить Sony, Siemens, L’oreal и прочие. Эксперты поделились информацией об изменениях, которым подвергнется логистика их компаний в ближайшее время.
В последние годы проблемы наблюдались в любой сфере бизнеса, но наиболее ощутимый ущерб был нанесен именно логистике. Часть компаний пришла к решению переориентировать свои мощности для внутренних перевозок, что снизило объемы международного грузового сообщения. Определенную роль в этих изменениях сыграли также санкции и конфликт на Украине, которая была основным транзитным государством на пути доставки товаров в РФ, а также крупнейшим торговым партнером нашей страны.
Падение курса национальной валюты привело к росту стоимости горючего, а также подорожанию транспортного обслуживания. Стоит также отметить влияние новых правил, регулирующих автоперевозки. Речь идет об использовании тахографов, а также оплате проезда с помощью системы «Платон». По этой причине компании, имеющие личный автопарк, теперь вынуждены искать более эффективные методы для регулировки всей цепочки поставок. Это, кстати, является основной задачей логистических компаний. Если использовать стратегию lean-логистики, то можно отметить, что многие процессы, связанные с поставками, представляют собой потери. Поэтому ведущим игрокам в сфере ритейла важно обеспечить устранение этих потерь или их существенную минимизацию.
Первая задача lean-логистики заключается в том, чтобы оптимизировать расходы. Большая часть опрошенных специалистов сошлись во мнении, что благодаря снижению расходов можно обеспечить повышение рентабельности деятельности. Эксперты уверены, что использование новых технологических решений остается самым эффективным средством, позволяющим быстро повысить рентабельность. Внедрение инноваций, таких как агрегатор товаров приводит к трансформации практически любой отрасли. Теперь, очевидно, пришла очередь логистики.
За последние десятилетия эта сфера практически не претерпела никаких системных изменений. Причина такого явления – непрозрачность процессов и сложность изменений. Но переменам не пристало ждать, поэтому операторам придется адаптироваться либо проиграть в конкурентной борьбе более гибким конкурентам. Компания Amazon и Джефф Безос, выполняющий обязанности ее CEO, могут предложить для логистики свое собственное решения. Ежедневно появляется множество стартапов, которые стремятся преуспеть в наведении порядка в сфере логистики. По этой причине GroozGo решил заняться анализом того, вдрение каких технологий стоит ожидать от глобальных игроков.
Большинство опрошенных специалистов считают, что гиганты Amazon или Alibaba в скором времени преступят к расширению своих услуг в направлении логистики. Подобные изменения можно отметить уже сегодня. К примеру, Cainiao, которое является логистическим подразделением Alibaba, имеет капитализацию в 7,7 млрд. долл., что уже сейчас превышает стоимость крупнейшей логистической компании DHL.
Amazon Logistics
Корпорация Amazon стремится вывести качество услуг, которые она предоставляет, на новый уровень. По этой причине ее сотрудники сообщают о стремление перейти к самовывозу, что должно ускорить доставку заказов. За прошедший год Amazon уже приобрел 20 «Боингов», благодаря которым обеспечивается возможность бесперебойной поставки товаров. Также компания решила перейти к ударному внедрению высоких технологий, чтобы автоматизировать склады, доставку и поднять качество обслуживания.
Руководство компании не раз декларировало стремление воспользоваться мобильными воздушными дронами для обеспечения быстрой доставки заказов. По этой причине специалисты компании уже получили патент на сооружение док-станций, которые обеспечат зарядку дронов на уличных фонарях. Сегодня Amazon занята продвижением закона, который разрешит использовать беспилотники для доставки товаров. Для этого компания использует мощное лобби за пределами США. К примеру, парламент Великобритании одобрил проведение тестовых запусков беспилотных летательных аппаратов для доставки товаров над определенными районами Туманного Альбиона.
Одним из узких мест логистики всегда была работа складских помещений. Чтобы увеличить скорость и точность доставки грузов, компания оснастила собственные складские помещения роботизированными системами, которых на 2016 год насчитывалось более 30000. Речь идет о грузовиках Kiva, благодаря которым удалось полностью автоматизировать процесс хранения и упаковки товаров. Чтобы обеспечить эффективное распределение продукции, в компании сообщают о необходимости использовать 90 больших центров одновременно. Роботизированные системы позволили снизить затраты на 1/5, что в пересчете на каждый склад равно 22 миллионам долларов.
Honeywell Intelligrated
Компания Honeywell сообщает о покупке фирмы, которая занимается автоматизацией управления поставками и складом – Intelligrated. Стоимость сделки составила $1,5 млрд. долл. Фирма Intelligrated успешно интегрировала роботизированные системы, повышая эффективность складирования, производства и хранения, на протяжении последних двух десятилетий. Фирма обладает большим портфелем IP для автоматизации складских помещений, а также может предложить своим клиентам современные программные решения.
FedEx Sensaware
Компания FedEx решила развивать сенсорную логистику. Это направление позволяет контролировать поставки в режиме реального времени. Речь идет не только о контроле за отправлением и прибытием груза, но и о постоянном наблюдении за ним. Это значит, что до отправки можно узнать о том, в каких условиях находится товар, а просмотреть маркировку на упаковке.
Smart Sensor от DHL
Свои контейнеры в DHL решили дополнить аппаратом Smart Sensor, которое отличается использованием сверхвысокочастотных RFID-меток с встроенными температурными сенсорами. Благодаря этому клиенты компании получили возможность следить за температурой во время перевозки. В случае нарушения условий транспортировки клиенты будут извещены с помощью уведомлений. Метку SmartSensor можно считать во время отправки, в момент покидания пункта отправки и при доставке по указанному адресу.
IoT GM, Hyundai, BMW
Производителями транспортных средств и транспортными операторами были совершены огромные капиталовложения для того, чтобы подключить транспорт к глобальной сети. Внедрение IoT-технологий подготавливает переход к новой эре управления трафиком.
Drive4Schenker
Компания DB Schenker сообщает о желании сотрудничать с uShip. Совместная работа позволит создать платформу, которая начнет работать до конца текущего года. Для получения эксклюзивного контракта логистическая компания DB Shenker выложила несколько десятков млн. долл., что обеспечит для нее возможность совершать доставку в Европе благодаря технологиям uShip. Платформа, которая будет предоставлена DB Shenker, позволит автоматизировать управление сторонними грузовиками. Для компании эта возможность играет важную роль, так как она сотрудничает с более чем двумя десятками тысяч индивидуальных перевозчиков.
Delta Cargo
Компания сообщила о запуске своего онлайн-сервиса, который позволит бронировать авиаперевозки. Также она отчиталась о внедрении системы с электронными контрактами, которая позволит обмениваться электронными документами. Теперь более ¾ всего документооборота компании переведено в сеть.
KN FreightNet
Компания, которая является ведущим игроком в сфере морских и авиационных перевозок, сообщает о запуске платформы, обеспечивающей онлайн-бронирование сборных грузов. Напомним, что сборные грузы представляют собой комплект заявок нескольких заказчиков, которые можно доставить одним транспортом по одному направлению.
The UPS Store
Еще несколько лет назад компания UPS сообщала о старте тестирования оборудования, которое позволит производить различные предметы, начиная от крепежных элементов и заканчивая элементами освещения. Уже в текущем году 3D-печать станет доступна в любом магазине компании в США.
Global Ports
Усть-Лужский терминал по приему контейнеров, который является частью Global Ports, первый сообщил о старте использования технологий, позволяющих в электронном режиме согласовать заявки для пропуска в зону погранконтроля.
Пять лет назад в публикации американского журнала Economist сообщалось о результатах исследования инновационных технологий, которые окажут влияние на логистику и ритейл. На тот момент заключение, к которому пришли в издании, казались нереалистичными, но уже в прошлом году они начали воплощаться в жизнь. В своей публикации специалисты из Economist пришли к следующим выводам:
- Повсеместное внедрение технологий окажет влияние на каждую сферу. Поэтому шанс на развитие будет только у тех компаний, которые приложат максимум усилий для быстрого внедрения инноваций;
- Организации будут сталкиваться с дополнительными трудностями в плане сокрытия низкого качества своей продукции или ее высокой стоимости. Причиной тому станет повсеместный доступ к данным, которые сможет проверить каждый покупатель. Поэтому вырастет уровень прозрачности и понятности процессов, которые ранее оставались недоступными для простого потребителя;
- Компании, которые смогут быстрее прочих использовать особенности изменяющегося рынка для перестраивания своего бизнеса, смогут использовать возможности Big Data для дальнейшего развития.
Проведенный опрос, а также тенденции, демонстрируемые глобальными игроками, показывают, что логистическая сфера готова проводить технологическую модернизацию. По ожиданиям, за следующие пять лет логистика сможет повысить свою эффективность и скорость за счет онлайн-сервисов, создание агрегаторов и автоматизированных процессов.