Будет ли популярен электросамокат в качестве общественного транспорта в России?

На сегодняшний день можно заметить тенденцию к развитию такого направления в общественном транспорте, как электросамокаты. Особенно популярными они становятся в США, где местные агрегаторы заказов, занимающиеся арендой самокатов, оцениваются в миллиард долларов. Но сможет ли стать востребованным данный вид транспорта в нашей стране? Калифорнийская компания Bird, занятая в данном направлении, недавно увеличила собственную капитализацию до 1 млрд. долл. только за последний раунд ей удалось получить порядка 150 млн. долл. инвестиций от различных крупных инвестфондов. Но не менее активно развиваются и конкуренты компании в лице Lime и нескольких других представителей рынка. В частности последний впритык подобрался к тому, чтобы достичь уровня капитализации в миллиард долл. Еще не успел завершиться очередной инвестраунд компании, а ей уже удалось привлечь порядка 250 млн. долл.

Популярным данное направление стало сравнительно недавно, поэтому самокат-шеринг еще не успел стать общим трендом, что позволяет молодым компаниям агрессивно захватывать местные рынки. Так в РФ сразу две компании решили расширить собственный ассортимент услуг, предлагая клиентам возможность арендовать самокат на электрической тяге прямо на улицах столицы. Как отмечают в агрегаторах Делимобиль и YouDrive, которые осваивают данную сферу деятельности, на текущий момент спрос значительно выше существующего предложения.

Крупнейшим сервисом на сегодня остается Bird, который был открыт Трэвисом Вандерзанденом, ранее управляющим одним из сегментов Uber. Стоит заметить, что портал агрегатор начал свою работу только в прошлом году, но уже достиг удивительных результатов. По словам предпринимателя, данное направление сегодня обладает невероятными возможностями для расширения, так как спрос на экологически чистый транспорт растет с каждым годом. Тревис обладает обширным опытом работы в данном направлении, что позволило ему быстро подобрать оптимальную модель для нового бизнеса. Только в сентябре прошлого года арендовать самокаты можно было исключительно в Санта-Монике.

На момент запуска проекта компания владела 1000 самокатов, предлагая их всем желающим. Цена аренды была символической – 1 доллар, а за каждую милю пробега пользователь платил сверху 15 центров. Уже в первое полугодие своей деятельности сервис привлечь внимание пользователей. Самокатами воспользовались 50 000 жителей города, которые в сумме обращались 250 000 раз за арендой. По словам основателя сервиса, самокаты дарят полную свободу передвижения, что и обеспечило такую популярность данного вида транспорта среди пользователей.

Высокая результативность позволила компании провести очередной раунд привлечения инвестиций уже в этом году, когда компания привлекала значительные средства для дальнейшего расширения. Новые города и их рынки шеринга появлялись как после дождя грибы. Так уже в марте текущего месяца приложение было доступно в Сан-Франциско, а всего через месяц арендовать самокат можно было в Остине.

Первоначально инвесторы не спешили вкладывать средства, считая подобные услуги забавой для ограниченного количества пользователей. Но в дальнейшем, когда компания выстрелила, отрицать привлекательность данного направления было невозможно. Поэтому в том же Сан-Франциско появилось сразу два местных сервиса, предлагающего своим пользователям возможность арендовать самокат. В Lime и Spin предлагают такие же условия аренды, что и в Bird, что позволяет быстро популяризировать услугу.

За время существования сервиса были определены и проблемы, связанные с ним. Так в первую очередь это непродолжительное время аренды. К тому же, многие пешеходы жалуются на пользователей электросамокатов, которые не только ездят по тротуарам, но и устанавливают свое транспортное средство возле пандусов для людей с ограниченными потребностями, либо облокачивают их на скамейках в парках. Брошенные самокаты часто становятся причиной травм для пользователей, которые не ожидают увидеть их на прохожей части. По словам Вандерзандена, подобные неудобства связаны с прогрессом. Он отмечает, что в прошлом веке подобная реакция была и на автомобили, которые в последующем вытеснили лошадей и сегодня являются привычным видом транспорта. Развитие данного вида шеринга в России на сегодня связано с рядом трудностей, но интерес к электросамокатам в аренду в крупнейших городах однозначно есть и его рост будет становиться все более очевидным в последующем. Поэтому все больше компаний уже сейчас стремятся выйти на рынок с подобным предложением.