Безопасность и интернет торговля – в ОП РФ провели обсуждение поправки законов об агрегаторах

Развитие электронной коммерции сегодня становится одним из драйверов экономики, поэтому не удивительно, что данному сегменту сегодня уделяют столько внимания. В рамках разрабатываемых законов и правок к существующим планируется обеспечить более высокий уровень безопасности покупок в сети для потребителей, для чего агрегаторы могут быть обязаны возместить ущерб покупателю в случае, если информация, которая была предоставлена продавцом о товаре, оказалась недействительной. Именно для обсуждения возможности подобных правок и было проведено совещание в рамках Общественной палаты, во время которого говорили о правовом регулировании, а также защите прав потребителей и о развитии самого рынка в целом.

Во время обсуждения удалось затронуть проблемы бизнеса в данном сегменте, а также рассмотреть подробнее закон об портал агрегаторах, который разработан для повышения защиты прав граждан, совершающих покупки в интернете. В рамках закона агрегаторами называют специальные организации, которые обеспечивают клиентами местом для размещения их информации о товарах или услугах. Следуя основным требованиям законопроекта, агрегаторы выступают в качестве самостоятельных субъектов, и должны будут нести ответственность перед потребителями, если на площадке будет показана недостоверная информация о предложенном продукте или его поставщике.

Из-за подобного положения закона у агрегаторов есть риск попасть в ситуацию, когда он должен будет отвечать за действия, совершенные продавцом. В то же время продавцу или производителю на законодательном уровне не предписано обеспечивать агрегатора правдивыми сведениями. Функции модератора во время обсуждения выполняла Марина Амелина, которая представляет Яндекс.

Рынок отличается очень быстрым развитием, поэтому очень важно исключить недоверие в отношениях между пользователями, которые совершают покупки. Именно о таком явлении сообщается по результатам проведенного исследования сервисом «Горячая линия Рунета». Его представители сообщают о том, что в период с начала прошлого года по март текущего ними были предприняты попытки определить степень доверия пользователей к электронным покупкам. Для этого были привлечены специалисты, а также использованы современные методы опроса. По словам представителей «Горячей линии», сегодня ведется активная борьба против серого рынка, но нужно также и уделить внимание привлечению пользователей, чтобы они желали пользоваться услугами онлайн, ведь только в этом случае можно получить позитивное настроение и доверительное отношение к электронной коммерции, без чего ее дальнейшее развитие будет невозможно.

Ирина Левова, которая возглавляет отдел Института исследований интернета, отмечает, что в текущей форме законопроект требует серьезных доработок. По словам Ирины, представители сегмента предложили сразу несколько своих версий законопроекта и правок к нему. Ведь в текущем положении он скорее будет вредить пользователям, чем обеспечивать пользу для них. Стремление бизнеса к сохранению пользователей вполне очевидно, но для агрегаторов очень важно гарантировать большой выбор, а также соответствующую информацию, помогающую его сделать. Ирина Левова отмечает, что, только учитывая технические реалии, а также мнение экспертов, удастся обеспечить необходимую корректировку для законопроекта, что и позволит гарантировать его актуальность в современных условиях.

Александр Иванов, который возглавляет ассоциацию дистанционной торговли, считает, что изменения для законодательства не нужны, ведь только за прошедший год количество заказов из РФ, сделанных в сети, составило больше 490 млн.

Благодаря стремительному росту заказов можно заметить, что процент жалоб и обращений за возвращением денег остается сравнительно небольшим. По этой причине попытки принять закон с его текущими формулировками можно назвать настоящим преступлением. На текущий момент в мире нет ни одного законодательства, которое было бы так негативно настроено против агрегаторов товаров и услуг. Из-за тех нововведений, которые планируется внедрить в рамках данного закона, произойдет обязательное удорожание товаров на 10 процентов или больше, что обязательно отразится на спросе.

Существует и другая точка зрения. Согласно ей, агрегаторам необходимо указать на тот уровень ответственности, который они должны нести перед потребителем. Если сделать это с помощью специального закона, то это обязательно увеличит качество услуг, что лишь приведет к дополнительному росту электронной торговли. Ведь уже сейчас проект поддержан крупными игроками электронной коммерции.