Эксперт Михаил Волков, который является директором компании Облакотека, представил свое видение причин, заставляющих сегодня переносить мощности компаний в облачные сервисы. По словам многих экспертов, подобное решение позволяет повысить эффективность, удобство и безопасность бизнеса.
Облако? Какое облако?
Сегодня наступил такой период, когда слово облако уже не может трактоваться однозначно, поэтому любому знающему человеку приходится уточнять, о каком именно облаке речь. Сегодня сложно удивить тем, что огромные объемы данных находятся на специальных серверных базах, которые могут располагаться во сотнях и даже тысячах километров от пользователей. В действительности значимое место в жизни человека облачный сервис успел занять уже довольно давно. При этом эти высокие технологии так быстро и незаметно интегрировались с большинством привычных для нас явлений, что мы часто даже не замечаем их наличия в повседневной жизни. Большинство из нас владеет собственным электронным ящиком, а ведь он также относится к числу облачных сервисов. Тем не менее, первоначально для доступа к электронной почте нельзя было обойтись без превосходного знания ОС, а также покупки модема или подключения к кабельной сети. Сегодня же проверить почту можно с помощью любого смартфона.
Использование облачных сервисов стало привычным явлением для большинства крупных фирм. Исходя из статистики, которую предоставила телекоммуникационная компания Verizon на конец 2015 года, следует, что примерно 75% компаний, занятных в корпоративном секторе, пользуются облачными технологиями. В то же время примерно 50% корпоративных игроков на рынке отмечают, что уже к концу 2018 года они проведут перенос в облачный сегмент больше двух третей всей своей работы. Но по какой причине современные фирмы все чаще прибегают к использованию облачного сервиса для ведения бизнеса? Причин довольно много, но Михаил Волков выделил пять самых важных среди них.
1. Эконмическая выгода
Как можно понять, облачный сервис позволяет существенно снизить объем капитальных расходов, переведя их в разряд небольших операционных. Это значит, что вместо крупных растрат компания будет заниматься регулярными, но небольшими платами за арендуемый сервер. В этом случае можно забыть о дорогостоящем оборудовании и ОС, покупка которых часто является основным направлением расходов для компаний.
Благодаря облачному сервису удается существенно снизить расходы на ИТ-сферу. В то же время себестоимость облака продолжает оставаться выгодной для пользователей, что обеспечивает для них высокий уровень конкурентоспособности при существенном снижении времени на обновление товаров или услуг.
Например, у банков, имеющих стандартную модель, уходит не менее полугода для того, чтобы выпустить новые услуги. Если же воспользоваться облачным сервисом, то этот период можно существенно сократить до пары месяцев, а стоимость проекта будет снижена на треть и более без уменьшения качества. Результатом подобной политики компании становится повышение конкурентоспособности с расширением предоставляемых услуг.
2. Технологические аспекты
Благодаря облаку компания может работать с помощью любых устройств вне зависимости от места нахождения ее сотрудников. При этом у каждого члена коллектива будет доступ к высокодоступным информационным ресурсам. Благодаря этой особенности можно и вовсе отказаться от использования определенных графиков работы. Именно так и поступают крупные компании, которые оптимизируют свою работу, избавляясь от больших ненужных офисов.
Отличным примером является сообщение о том, что крупная отечественная компания «Билайн» решила использовать возможности облачного сервиса по максимуму. Ее менеджеры указывают, что к концу 2017 года около 2/3 сотрудников компании начнут выполнять свою работу удаленно. Крупными вендорами Microsoft, Oracle, Autodesk, 1C и прочими уже давно используется подписка, ведь подобной моделью обеспечивается доступ к новейшим версиям продукта в необходимом количестве для каждого пользователя. К примеру, Office 365 позволяет своим клиентам менять несколько вариантов подписок за месяц и платить только за используемые услуги. Это весьма комфортно, ведь количество работников компании может постоянно меняться в связи с ее потребностями или сезонными особенностями работы.
Подобный способ предоставления доступа к ПО и сервисам стал наиболее прогрессивным и популярным. Такие крупные компании, как Adobe, и вовсе отказываются от работы с лицензиями в пользу моделей получения продукта по подписке.
Также облачный сервис позволяет обеспечить превосходный уровень контроля и управляемости на ИТ-ресурсами компании. У ее сотрудников появляется возможность контроля использованных услуг благодаря различным счетчикам и метрике. Это дает возможность строить точные прогнозы и более рационально рассчитывать бюджет.
3. Высокая степень безопасности.
Многим компаниям свойственно уделять мало внимания защите своей интеллектуальной собственности. Задачи, которые должны решаться специалистами в сфере ИТ-безопасности, выполняются обычными сотрудниками без должного образования и навыков. В этом плане облачный сервис также весьма выгоден, ведь обслуживанием серверных баз заниматься только квалифицированные специалисты, имеющие большой опыт. Нужно учесть, что любое современное облако представляет собой детально выверенную инфраструктуру, размещенную в защищенной оболочке. При этом большая часть услуг по обеспечению безопасности предоставляется в автоматическом режиме.
Для облачных сервисов используются наиболее стабильные и надежные ресурсы. Весьма примечательно, что облако позволяет обеспечить резервным копированием любого клиента. Эта возможность позволяет контролировать работоспособность и получать отчеты относительно эффективности работы. В случае необходимости облако предоставит пользователю дополнительные мощности, представленные горячим или теплым резервированием. Конечно, современные фирмы часто пользуются резервированием, но уровень обслуживания этого процесса обычно находится на низкой отметке, что приводит к существенным проблемам.
Степень безопасности сервисов гарантируют сразу несколько законов РФ — 242-ФЗ и 152-ФЗ. Последним из них определяются права для субъектов данных, а также обязанности оператора, который занимается их обработкой. Первый закон предполагает, что сервисы, которые занимаются обработкой информации, должны находиться в пределах государства.
4. Высокая степень эффективности
Облачный сервис обладает отличной масштабируемостью и эластичностью. Благодаря этому его пользователи получают доступ к различным возможностям, что обеспечивает их высокой производительностью. Кроме того соглашение SLA 99,9% регламентирует обслуживание, что позволяет получить гарантии предоставления сервиса или возможность получить техподдержку.
Не стоит забывать, что облачные сервисы обязаны соблюдать конфиденциальность своих пользователей. По этой причине для них важно обеспечивать максимальную безопасность при хранении данных клиентов. Сервисы отличаются полной автоматизацией, что предусматривает предоставление услуг автоматически. Благодаря этому клиентам нет необходимости пользовать услугами техподдержки или дополнительно заниматься настройкой сервиса. Облако обеспечивает постоянный и всеобъемлющий мониторинга инфраструктуры. При желании пользователь всегда может забрать все свои данные для переноса их на обычный ПК или в другой сервис.
5. Рекомендации экспертов
Как считают специалисты из компании IDC, облачным сервисам сегодня нет причин опасаться о своем будущем. По их мнению, переход к этим технологиям хранения и обработки данных позволяет повысить доступность к ресурсам, сократить расходы, получить преимущества от быстрой масштабируемости. Недавно специалистами было спрогнозировано, что в РФ ежегодно рынок облачных сервисов будет увеличиваться на 30% в среднем. В то же время у нас продолжается активное развитие IaaS(инфраструктуры в качестве сервиса), а также SaaS(ПО в качестве сервиса).
Многие эксперты в области ИТ-технологий сообщают о приближении к «точке взрывного роста», среди причин которой:
• Критическое устаревание аппаратных возможностей вычислительной техники, которая используется большинством компаний;
• Недостаток финансирования для замены техники;
• Кризисные явления.